ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ АИС

Важными критериями оценки результатов разработки автоматизированных информационных систем являются оценка качества и управление ими.

Качество программного обеспечения – способность программного продукта подтвердить свою спецификацию при условии, что спецификация ориентирована на характеристики, которые желает получить пользователь.

Ключевая проблема успешного проекта АИС состоит в том, как заказчик понимает этот проект: как затратный или как инвестиционный. Эмпирически установлено, что около 4–5% руководителей ставят перед проектом внедрения АИС по-настоящему инвестиционные задачи. Необходимым условием успешности проекта АИС должно стать его нацеленность на конечные, а не промежуточные цели и результаты.

Качество разработанной АИС во многом зависит от того, как осуществлялись выявление и формулировка целей автоматизации:
1. Был ли обеспечен доступ разработчиков АИС к высшему руководству организации заказчика, и были ли в результате получены все необходимые сведения и данные о целях и реальных проблемах организации. Решение этих задач является итерационным процессом, требующим нетривиальных усилий, специальных знаний и применения специальной техники по выработке согласованного видения решаемой задачи у участников проекта АИС.
2. Имелись ли у разработчика АИС специалисты, компетенции и технологии выявления и формулировки задач заказчика.
3. Провёл ли разработчик в ходе системно-аналитического обследования организации необходимые опросы с целью выявления и анализа требований заказчика; были ли полученные результаты и предложения зафиксированы заказчиком и др.

Несомненно, что качество созданной АИС зависит от уровня знаний разработчиков в области технологий БД и СУБД, от степени понимания ими современных и будущих (перспективных) прикладных задач пользователей.

Для оценки качества созданной АИС ещё в процессе её создания проводятся различные виды испытаний. К ним, в частности, относят опытную эксплуатацию самой системы и её компонентов (модулей, подсистем и т.п.). В дальнейшем, в течение согласованного с заказчиком периода времени (как правила одного года) в процессе промышленной эксплуатации АИС, она может дорабатываться.

Качественное проектирование обеспечивает создание системы, способной функционировать при постоянном совершенствовании её технических, программных, информационных составляющих, т.е. её технологической основы, расширять спектр реализуемых управленческих функций, объектов взаимодействия и т.д.

Одним из вариантов оценки качества разработанной системы является сравнение её с подобным программным продуктом (если таковой имеется). На основе такого сравнения целесообразно произвести расчёт основных показателей. Общие критерии, применяемые при сравнении ПО, включают проверку:

совокупной стоимости системы; функциональной её полноты; масштабируемости;
технологичности;
инвариантности по отношению к бизнесу;
перспектив развития и др.

Каждый из критериев состоит из ряда показателей, на основании которых он и рассчитывается.

Масштабируемость. Можно рассматривать функциональную масштабируемость, т.е. возможность при необходимости приобрести или активировать дополнительные модули, которые не требуются на начальных этапах проекта по автоматизации, и масштабируемость по мощности, т.е. способности системы нормально функционировать и оперативно реагировать на действия пользователя при увеличении количества пользователей и обрабатываемых документов, при росте объёма существующих данных.

Технологичность включает такие показатели как интегрированность (использование всеми модулями одной базы данных, однократный ввод данных и т.п.), интегрируемость (возможность автоматического, полуавтоматического и ручного обмена данными с существующими приложениями), открытость системы (возможность модификации функциональности ПО с помощью встроенных или внешних средств разработки, путём изменения исходных кодов функций и процедур, ядра системы, интерфейсных форм, структуры и модели данных и т.п.).

Инвариантность по отношению к бизнесу – это возможность поддержки программным обеспечением разных видов бизнеса. Например, производства продуктов питания и оказания автотранспортных услуг. Этот критерий особенно важен для корпоративных структур с различными видами деятельности.

Перспективы развития. Для определения этого следует выяснить планы разработчиков в отношении развития и модификации ПО. Важно, чтобы существовали проекты дальнейшей разработки и поддержки программного обеспечения по развитию проектов автоматизации.

Эффективность означает сопоставление полученных полезных результатов и соответствующих затрат всех видов ресурсов с целью выявления оптимальных решений.

Известные экономические показатели, такие как экономия затрат, в том числе на обработку информации, коэффициент окупаемости и коэффициент эффективности, годовой прирост прибыли от внедрения АИС на практике рассчитать чаще всего невозможно. Проблема состоит в оценке полезного эффекта от внедрения АИС. Основными показателями эффективности работы предприятия являются объём реализации, прибыль, рентабельность. Но на их формирование воздействует множество факторов, выделить из которых влияние автоматизации возможно только с применением громоздкого математического аппарата, да и то не очень точно.

Из-за огромного разнообразия предприятий, условий, в которых они работают, вариантов АИС невозможно определить их эффективность. Каждые организации и предприятия решают этот вопрос самостоятельно, сравнивая полученные результаты с имеющимися аналогами. В качестве критериев оценки АИС выступают ожидания лиц, принимающих решения, различия реальных показателей и ожидаемых.

Кроме того, следует отметить, что в 1970-е г. высказывалось мнение, что расчёты эффективности автоматизированных систем невсегда необходимы. Например, все организации имеют телефоны, но никто не рассчитывает экономическую эффективность их телефонизации. При этом затраты на разработку и внедрение АИС, как правило, высоки, и руководители часто не решаются на них без оценки эффективности.

Специалисты отмечают, что невозможно выразить полный эффект от внедрения системы автоматизации в деньгах. Предлагается выделять косвенные показатели эффективности, отражающиеся на результатах производственно-хозяйственной деятельности не непосредственно, а за счёт повышения уровня управления, оперативности и действенности принимаемых решений, качества обслуживания пользователей, совершенствования всей информационной системы объекта, т. е. косвенным путём. Эти косвенные показатели практически невозможно оценить в денежных единицах. Так, например, эстетичность рабочего кабинета может положительно повлиять на престиж организации, доверие к ней клиентов, готовность квалифицированных кадров сотрудничать с такой организацией.

Таким образом, эффективность АИС зачастую определяется не экономическими параметрами, а результатами её использования. При решении вопросов внедрения АИС ныне часто задаются вопросом можно ли ценой выделенных на автоматизацию средств достичь заданных целей, которые формулируются как параметры автоматизируемых процессов? Например: составлять квартальный баланс в течение недели, получать данные о товарах на складе в течение заданного времени и т. д.

При оценке эффективности АИС специалисты предлагают обратить внимание на разработанную в 1992 г. систему сбалансированных показателей Balanced Scorecard. Она применяется в основном для оценки эффективности управления предприятием. По мнению её создателей, представляет интерес использовать систему сбалансированных показателей для оценки эффективности автоматизированных информационных систем.

Другой подход заключается в использовании балльной системы параметров для успешной оценки показателей АИС. С этой целью можно применить анкеты и другую информацию, позволяющую оценивать полученные ответы. При этом для ряда параметров можно предусмотреть альтернативные варианты ответов. Необходимо, чтобы оценку реальной АИС по составленным критериям производили подготовленные, квалифицированные специалисты, в количестве, необходимом для того, чтобы исключить субъективность оценок.

Сайт создан в системе uCoz