Информационные системы

Широко используемое понятие "информационные системы" практически не имеет единого концептуального определения. При этом система – это совокупность взаимодействующих друг с другом элементов, образующих определенную целостность, единство.

Информационная система (ИС) - материальная система, организующая, хранящая и преобразующая информацию. Основным предметом и продуктом труда в такой системе является информация. Таким образом, можно говорить, что Информационная система – это система, предназначенная для хранения, обработки, поиска, распростране-ния, передачи и предоставления информации.

Информационная система - это организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе использующих средства вычислительной техники и связи, реализующих различные информационные процессы.

Под информационной системой понимают совокупность средств сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также персонал, выполняющий подобные действия; организационно-упорядоченную совокупность документов (ИР) и информационных технологий, реализующих информационные процессы (ИП); организационно-функциональную структуру, реализующую обработку информации. Как упоминалось выше, основными представителями информационных систем являются архивы, библиотеки, музеи, различные информационные подразделения и организации.

Разработку ИС принято начинать с создания организационных подсистем, при этом подсистема научно-технической подготовки производства относится к функциональным информационным подсистемам.

Информационный фонд системы, как правило, представляет базу или совокупность БД, создаваемых в виде табличных, иерархических и сетевых структур.

В сетевых ИС используют два способа взаимодействия с конечными пользователями:
1. Распределение времени - каждый участник сети как бы пользуется собственной ЭВМ. Основная задача разработчиков и администраторов сети - защита данных от несанкционированного доступов и обеспечение взаимной изоляции участников;
2. Обеспечение групповых решений - организация взаимодействия пользователей в процессе принятия решений. Данный метод сочетает коммуникационную, вычислительную технологию и технологию принятия решений для реализации группой лиц сложных неструктурированных задач.
Любая ИС должна обладать следующими свойствами:
1) функциональностью - любой объект ИС должен содержать функционально законченную и максимально независимую совокупность операций по обработке данных;
2) связанностью, когда в объекте реализуется совокупность взаимосвязанных функций - методов, работающих с одними и теми же данными, некоторые из которых скрыты для системы в целом;
3) маскировкой - доступностью для системы лишь параметров объекта, составляющих наборы входного и выходного интерфейсов объекта. Важным свойством ИС является минимизация числа её информационных связей, от которых зависят затраты на модификацию системы при её функционировании в изменившихся условиях и решении изменившихся функциональных задач.

По назначению функционирующей информации ИС делятся на: государственные, юридические (законодательные), деловые, финансовые, научно-технические, учебные, социальные, развлекательные и другие. При этом, например, финансовая информация подразделяется на: бухгалтерскую, банковскую, налоговую и иную, а медицинская (как и другие) может содержать все вышеперечисленные функции.

По отраслям применения выделяют деловую, профессиональную, потребительскую информацию и электронную коммерцию.

По уровню управления выделяют стратегические, тактические и оперативные информационные системы.

По уровню применения технических средств ИС делят на автоматизированные и неавтоматизированные. При этом автоматизированные подразумевают автоматизацию от отдельных процессов и задач до уровня автоматизации предприятий, учреждений и их совокупности в масштабах территории (региона), то есть представляют класс систем, ориентированных на автоматизацию отдельных функций или процессов и класс интегрированных систем и комплексов, подразумевающий электронную обработку и доставку данных, автоматизацию функций и процессов управления, поддержку принятия решений и др.

По типам информации - документальные, фактографические и документально-фактографические ИС.
Документальные ИС включают информационно-поисковые системы (ИПС), информационно-логические и информационно-семантические системы.
Фактографические ИС делятся на две категории:
1) системы обработки данных (СОД),
2) автоматизированные информационные системы (АИС) и автоматизированные системы управления (АСУ).
Документально-фактографические ИС содержат:
1) автоматизированные документально-фактографические информационно-поисковые системы научно-технической информации (АДФИПС НТИ) и
2) автоматизированные документально-фактографические информационно-поисковые системы в автоматизированной системе нормативно-методического обеспечения управления (АДФИПС в АСНМОУ).

Выделяют и такие ИС, как: бухгалтерские, банковские, ИС рынка ценных бумаг, ИС управления (ИСУ), системы поддержки принятия решений (СППР), экспертные системы (ЭС), гибридные экспертные системы (ГЭС), ИС мониторинга (ИСМ) и др.

В АИС размещают различные виды информации: библиографические данные (записи); фактографические данные (записи); полнотекстовые документы (записи); справочные данные (в том числе указатели); математические или численные (цифровые, табличные) данные; графические данные; мультимедийные данные.

ИС можно классифицировать по видам обрабатываемой информации: Текстовые процессоры и редакторы (текст); Графические процессоры и редакторы (графика); Системы управления базами данных (СУБД), табличные процессоры, алгоритмические языки программирования (данные); Экспертные системы (знания), Мультимедийные системы (объекты реального мира, включающие любые виды информации) и др. Конечно, такая классификация достаточно условна. Так, современный текстовый процессор может обеспечивать присутствие и взаимодействие практически любых видов информации, гипертекста и возможности коммуникаций. Другое дело, насколько он будет удовлетворять соответствующих пользователей.


Информационные технологии базируются на широком использовании информационных ресурсов информационных систем, позволяющих осуществлять эффективное информационное обслуживание пользователей, путём нахождения и передачи им необходимых данных.

Информационные ресурсы – это совокупность данных, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей для многоцелевого использования в общественном производстве и управлении.

Основой ИР являются информационные фонды архивных, информационных систем и организаций, а также библиотек. Таким образом, к информационным организациям относят: архивы, библиотеки, информационные службы, музеи и т.п.

Различают ИР: национальных, территориально-административных образований, информационных служб, библиотек, других организаций и их подразделений, а также персоналий.

Укрупненно по степени доступности информационные ресурсы делятся на: общедоступные и с ограниченным доступом пользователей (последние – ДСП и секретные – закрытые ИР).

Современные электронные ИР представляют собой электронные тексты и документы, размещаемые на различных носителях электронных данных, на сайтах и порталах, в электронных библиотеках и офисах.


Информационные организации
В качестве органов (учреждений) НТИ в России выступают специализированные организации или структурные подразделения предприятий, осуществляющие информационную деятельность, а также научные исследования в этой области.
Среди них:
ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации РАН),
ИНИОН РАН (Институт научной информации по общественным наукам РАН),
ВНТИЦ или ВНТИЦентр (Всероссийский научно-технический информационный центр),
МЦНТИ (Международный центр научной и технической информации).
Отраслевые и территориальные органы НТИ,
РКП
(Российская книжная палата),
Научно-технические и технические библиотеки России, например, ГПНТБ (Государственная публичная научно-техническая библиотека России и Сибирского отделения РАН) и другие.


Сайт создан в системе uCoz