Московская финансово-промышленная академия* Учебная программа по курсу «Информационные технологии и системы» по специальности «Информационные системы»* Москва, 2005 2 1. Цели и задачи курса* Цель курса – ознакомление студентов с основными информаци- онными процессами, ресурсами, системами и сетями, способами приме- нения в различных областях деятельности общества; программно- техническими комплексами их реализации; методами, создания, хране- ния и распространения информации; способами эффективной работы с информацией, информационными системами и сетями, защитой данных. Основными задачами курса являются: • ознакомление с основными концепциями информационных технологий, систем и сетей, примерами их применения в прикладных областях; • изучение методов использования и средств современных и перспективных информационных технологий, систем и сетей; • овладение принципами и понятийным аппаратом, описы- вающими современные информационные технологии, системы и сети; • усвоение основ оценки эффективности информационных технологий и использования ИС; • формирование практических навыков использования ком- пьютерных систем автоматизации для разработки информационных тех- нологий конечного пользователя. Место курса в системе профессиональной подготовки Знания по современным методам и средствам информационных технологий помогут формированию целостного представления студента о взаимодействии различных компьютерных средств, будут способство- вать развитию умения отбирать и осваивать новые информационные программные продукты; позволят более эффективно принимать и реали- зовывать решения для конечного пользователя. Изучение курса базируется на материале дисциплин математиче- ского цикла, информатики, основ вычислительных систем, основ про- граммирования. Дисциплины интегрированного курса В составе курса 5 дисциплин: ? «Информационные технологии» (16 часов лекций, 10 часов се- минаров, 12 час. лаб. работ экзамен); ? «Информационные сети» (10 часов лекций, 4 час. семинаров, 8 час. лаб. работ экзамен); ? «Администрирование информационных систем» (28 час. лек- ций, 8 час. семинаров, 20 час. лаб. работ, экзамен); ? «Проектирование информационных систем» (24 часов лекций, 10 часов семинаров, 16 час. лаб. работ, экзамен). 3 Содержание интегрированного курса 1. Содержание дисциплины «Информационные технологии» Тема 1. Информация и информатизация Информация и информатика. Виды, свойства и источники инфор- мации. Пользователи и кодирование информации. Информационная культура. Информатизация и информационное общество. Негативные последствия информатизации общества. «Психологический барьер» как реакция индивида на изменения характера и технологии выполняемых им работ. Тема 2.*Информационные процессы. Автоматизация инфор- мационных процессов Процессы создания, накопления и обработки или переработки, пе- редача и хранение информации. Жизненный цикл информационных продуктов и услуг. Автоматизированные ИС и АРМ и их со- став. Структура входящих в АИС подсистем. Средства сбора информа- ции в АИС. Распределенные базы и банки данных. Тема 3. Информационные системы и технологии обработки информации Эволюция информационных технологий. Виды информационных технологий. Информационные ресурсы, процессы, продукты и услуги, обеспечение. Электронные документы, книги и библиотеки. Электрон- ный и виртуальный офис. Информационные системы. Структура и клас- сификация информационных систем. Информационные организации. Интеллектуальные резервы информационных ресурсов. Тема 4. *Техническая база информационных технологий Носители информации (основные виды носителей информации, их взаимосвязь с информационными технологиями. Хранение носителей информации). Технические средства информатизации (Классификация техниче- ских средств информатизации. Типы компьютеров, их назначение и воз- можности использования. Архитектура ПЭВМ. Компьютерные системы SOHO. Внутренние и внешние устройства компьютеров). Технические средства мультимедиа (Аудиовидеотехнические средства (разновидности, классификация, способы и возможности при- менения). Медиатека. Проекционное оборудование. Мультимедиапроек- торы. Цифровая обработка звука и видеоизображений. Цифровые фото- и видеокамеры. Виды, характеристика, область применения. Получение фотографий из цифровых файлов, запись цифрового видео).