РЕЗЕРВНОЕ КОПИРОВАНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДАННЫХ

Функционально безопасность ИС можно разделить на технологическую, логическую и физическую безопасности.

Для обеспечения технологической безопасности в информационных системах используют “зеркальные” серверы, двойные жёсткие диски, надёжные системы бесперебойного питания и др.

Логическая безопасность заключается в использовании программных средств борьбы с компьютерными вирусами, защиты от несанкционированного доступа, идентификации и кодирования информации.

Физическая безопасность включает персонал, меры и преграды, препятствующие проникновению несанкционированных лиц на недоступные для них объекты.

Важной особенностью систем хранения данных является непрерывная их защита (Continuous Data Protection, CDP). Для защиты данных, хранящихся на файл-сервере, применяют резервное копирование, ленточный автозагрузчик и др. Открытые файлы не копируются на ленту. Операция резервного копирования создаёт дополнительную нагрузку на сервер. В этом случае резервное копирование можно осуществлять в нерабочее время (ночью, в выходные и праздничные дни и др.), то есть в специально выделяемый для этого период времени – окно резервного копирования.

С целью обеспечения достоверности и постоянной работоспособности ИС периодически вручную или автоматически осуществляется копирование ИС. Основными причинами, побуждающими выполнение процедур копирования, являются различные структурные изменения в ИС:

При этом резервное копирование может осуществляться непосредственно перед изменениями и после них.

Выделяют два основных вида резервного копирования:
1. Непротиворечивое (холодное) резервное копирование, когда копии создаются, в случае закрытой для пользователей ИС. Копия ИС, созданной в автономном режиме, содержит: все файлы данных, журналы повторов и управляющие файлы. После остановки ИС, все её файлы копируются на один из “backup” дисков. По окончании копирования осуществляется перезагрузка ИС.
2. Резервное (горячее) копирование в оперативном режиме, к примеру, когда ИС всё время находиться в оперативном режиме и доступна пользователям.

Первоначальный режим архивирования ИС устанавливают во время её создания. После создания ИС решают, необходимо ли изменить первоначальный режим архивирования.

Автоматическое архивирование журнала в любой момент можно выключить. В этом случае придётся вручную периодически архивировать заполняемые группы журнала.

Для обеспечения бесперебойной работы часто применяют архивирование ИС и журнала транзакций, а в случае отказа системы при следующем старте операции над данными восстанавливают по журналу транзакций (например, производят их откат до определенного момента времени). Применяют также методы горячего резервирования, когда работают два сервера: основной, обрабатывающий запросы пользователей, и резервный, который продолжает работу основного сервера в случае его отказа. Состояние хранилищ данных на основном и резервном серверах согласовано и поддерживается ИС автоматически.

Работа серверов в режиме горячего резервирования не избавляет от необходимости хранения резервных копий данных, это может быть и не очевидно для аналитиков и не предусмотрено ими. Некоторые бизнес-процессы по своей природе требуют от информационной системы работы в режиме 24x7, и любой простой стоит очень дорого. В этих случаях работают две или три параллельные системы, и при отказе одного из серверов резервные серверы немедленно принимают управление на себя. Эффективным, но дорогостоящим способом реализации таких задач являются предоставляемые ИС технологии симметричной репликации.

Еще один вариант – архивирование журналов транзакций на резервном узле на специальное устройство и немедленный докат по этому журналу резервного узла в случае отказа основного.

В простых ситуациях, когда информационная система используется в основном для операций чтения данных, а сами данные меняются редко, резервное копирование может вообще не требоваться, если данные одной такой системы могут быть легко восстановлены из данных других работающих систем. Достаточно обеспечить наличие образа ИС (архив всех файлов, а также управляющих файлов – снимок ИС на определенный момент времени; проще всего такой снимок получить, остановив ИС и сделав резервную копию всех указанных файлов).

Разные ИС предлагают разные механизмы реализации подобной бесперебойной работы, администраторам приходится самостоятельно принимать верное решение. В большинстве информационных систем необходимо обеспечение безотказной работы системы в ситуации, представляющей собой нечто среднее между описанными выше двумя крайними случаями.

Сайт создан в системе uCoz