Информационные системы. Основные понятия
Широко используемое понятие "информационные системы" практически не имеет единого концептуального определения.
Информационная система (ИС) - материальная система, организующая, хранящая и преобразующая информацию. Основным предметом и продуктом труда в такой системе является информация.
Информационная система - это организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе использующих средства вычислительной техники и связи, реализующих различные информационные процессы.
Под информационной системой понимают совокупность средств сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также персонал, выполняющий подобные действия; организационно-упорядоченную совокупность документов (ИР) и информационных технологий,
реализующих информационные процессы (ИП);
организационно-функциональную структуру, реализующую обработку информации. Как упоминалось выше, основными представителями информационных систем являются архивы, библиотеки, музеи, различные информационные подразделения и организации.
Любая ИС должна обладать следующими свойствами:
Автоматизированная система - это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая автоматизированную технологию выполнения установленных функций.
Автоматизированная система (АС) состоит из взаимосвязанной совокупности подразделений организации и комплекса средств автоматизации деятельности, и реализует автоматизированные функции по отдельным видам деятельности. Разновидностью АС являются информационные системы (ИС), основной целью которых является хранение, обеспечение эффективного поиска и передачи информации по соответствующим запросам.
Для работы с АИС создают специальные рабочие места пользователей (в том числе работников), получившие название "автоматизированное рабочее место" (АРМ).
АРМ - комплекс средств, различных устройств и мебели, предназначенных для решения различных информационных задач.
Общие требования к АРМ: удобство и простота общения с ними, в том числе настройка АРМ под конкретного пользователя и эргономичность конструкции; оперативность ввода, обработки, размножения и поиска документов; возможность оперативного обмена информацией между персоналом организации, с различными лицами и организациями за ее пределами; безопасность для здоровья пользователя. Выделяют АРМ для подготовки текстовых и графических документов; обработки данных, в том числе в табличной форме; создания и использования БД, проектирования и программирования; руководителя, секретаря, специалиста, технического и вспомогательного персонала и другие. При этом в АРМ используются различные операционные системы и прикладные программные средства, зависящие, главным образом, от функциональных задач и видов работ (административно-организационных, управленческих и технологических, персонально-творческих и технических).
Обеспечение информационных систем подразделяется на: информационное, техническое, математическое и программное, методическое, лингвистическое, правовое и организационное (Рис. 1).
Рис. 1. Подсистемы информационной системы.
Информационное обеспечение включает совокупность данных, методы построения БД, а также проектных решений по объёмам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС организации. Техническое обеспечение - комплекс ТС, предназначенных для работы ИС, документация на эти средства и технологические процессы. Математическое обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных и проектных задач в ИС. Программное обеспечение - совокупность программ для реализации целей, задач ИС и нормального функционирования как отдельных, так комплекса ТС. Методическое и организационное обеспечение - комплекс методов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие персонала ИС с программно-техническими средствами (ПТС) и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС. Лингвистическое обеспечение - совокупность языков общения персонала ИС и пользователей с программно-техническим и информационным обеспечением, а также сумму терминов, используемых в ИС. Правовое обеспечение - правовые нормы, используемые для соблюдения законности (законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы и инструкции вышестоящих органов и руководителей организации).
Современные способы извлечения знаний, размещённых в самых разнообразных ИПС, базируются на обобщении практического опыта информационно-аналитической работы, современных разработок в области ИТ включая искусственный интеллект. При этом обычно используется ситуационный метод решения проблем - методологическая основа технологии поиска и анализа информации полученной в Интернете.
Информационные организации
В качестве органов (учреждений) НТИ в России выступают специализированные организации или структурные подразделения предприятий, осуществляющие информационную деятельность, а также научные исследования в этой области. Среди них: ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации РАН), ИНИОН РАН (Институт научной информации по общественным наукам РАН), ВНТИЦ или ВНТИЦентр (Всероссийский научно-технический информационный центр), МЦНТИ (Международный центр научной и технической информации). Отраслевые и территориальные органы НТИ, РКП (Российская книжная палата), Научно-технические и технические библиотеки России, например, ГПНТБ (Государственная публичная научно-техническая библиотека России и Сибирского отделения РАН) и другие.