Информация и информатизация. Этапы развития информатизации. Негативные последствия внедрения информатизации
С содержательной точки зрения "информация" - это сведения о ком-то или о чём-то,
а с формальной точки зрения - набор знаков и сигналов.
Понятие “информация” тесно связано с такими терминами, как “данные”, “сообщения”, “сведения” и “знания”.
Данные - это формальные факты или идеи, которые можно хранить, обрабатывать и передавать на расстояние.
Данные также определяются, как числа, символы или буквы, которые используют при описании личностей, объектов, ситуаций, а также для их анализа, обсуждения или принятия соответствующих решений.
Другой формой представления информации является сообщение.
Сообщение - это текст, цифровые данные, изображения, звук, графика, таблицы и др.
Сообщения содержат информацию тогда, когда могут быть приняты и поняты любым живым существом или приёмником информации.
Сведения – практически синоним понятия “Сообщения”. Они чаще всего носят бытовой характер.
Можно считать, что сведения, сообщения и данные являются составляющими (компонентами) информации, особенно когда говорят, что они используются в вычислительной технике в виде электронных (машиночитаемых) данных.
Важной составляющей информации являются знания.
Знания – это:
а) вид информации, отражающий опыт и восприятие человеком окружающего мира;
б) понимание определённой информации с целью лучшего её использования при решении конкретных задач;
в) факты и правила, сохраняющиеся в памяти людей и влияющие на их убеждения;
г) способность получать информацию и отношение к полученным данным и др.
Знание - способность человека получать необходимые ему данные, обдумывать (осмысливать) и преобразовывать их в информацию.
Информация не всегда превращается в знания. Она может быть динамична, когда речь идёт о распространении и функционировании знаний потому, что одни и те же данные могут представлять разную информацию.
Получив какие-либо данные, человек усваивает (воспринимает и понимает), а затем превращает их (информационно-когнитивный процесс) в новую (по крайней мере для себя) информацию. Так происходит воссоздание (обновление) знаний, получение новых личных и общественных знаний. Этот процесс изображён на Рис. 1.1.
Рис. 1.1. Соотношение понятий "информация", "данные", "знания".
Информация характеризуется источниками её возникновения, потребителями, средой распространения и средствами её доставки. На рис. 1.2. укрупнёно отражена система “поставщик – потребитель информации”.
Рис. 1.2. Обобщенная схема взаимосвязи “поставщик – потребитель информации”.
Источники – это живые существа, документы на любых физических носителях информации. Среда распространения – это окружающее нас пространство и технические средства связи (коммуникаций). Средства, обеспечивающие доступность информации – это информационно-поисковые системы (ИПС) и их лингвистической обеспечение. Потребитель информации – это живое существо, техническое устройство, в т.ч. имеющее какой-либо физический носитель информации.
Свойства информации
Информация обладает различными свойствами.
Для их систематизации используют разные варианты её деления (классификации).
Классификация - деление объектов на классы, образуемые в соответствии с определёнными признаками.
Например, компьютерные технические устройства воспринимают информацию по форме её представления, как: текстовую, графическую, числовую (цифровую), звуковую, видео (статическую и динамическую), мультимедийную (комбинированную), а также: оптическую и электромагнитную.
По содержанию информацию делят на: экономическую, правовую, техническую, социальную, статистическую, организационную и т.д. Содержание информации обычно определяет её назначение.
Определённый интерес представляет “научная информация” (англ. “Scientific information”, SI) – это логически организованная информация, получаемая в процессе научных исследований. Она отражает явления и законы природы, общества и мышления. Специалисты отмечают, что все достижения в области информации прямо касаются науки. Разновидностью научной информации является научно-техническая информация.
“Научно-техническая информация” (англ. “Science and technical information”, STI) возникает в результате научно-технического развития общества. Она зафиксирована в документах и необходима руководителям, научным, инженерным и техническим работникам, а также обучаемым в процессе их жизнедеятельности и включает статьи и тезисы, монографии, авторефераты и диссертации, рефераты и аннотации и т.п.
Какими же свойствами обладает информация? Если её рассматривать как некоторый физический объект, то информацию можно:
Отметим, что однозначных классификаций нет.
Информатизация
Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования ИР.
Составляющие информатизации: аппаратно-программные и коммуникационные средства; электронные информационные ресурсы; нормативная и методическая поддержка; специалисты и квалифицированные пользователи.
К средствам информатизации относят: СМИ, базы и банки данных, вычислительные информационные сети, информационно-поисковые системы, средства хранения, обработки и передачи данных.
Этапы развития информатизации
Выделяют следующие этапы развития информатизации:
Информационное общество
Информация охватывает все сферы, все отрасли общественной жизни, прочно входит в жизнь каждого человека, воздействует на его образ мышления и поведение. Высокий уровень знаний и практических применений информации, информационных технологий в различных предметных областях и сферах деятельности социума стимулировал формирование представления о переходе промышленно развитых государств в новую форму существования, получившую название «информационное общество». На смену индустриальному веку приходит эра информации, и страны разных типов стремятся создать информационное общество. Процесс информатизации общества является закономерным глобальным процессом развития цивилизации, который обусловлен целым рядом объективных факторов. Важнейшими из них являются:
Информатизация общества является стратегическим фактором развития цивилизации, который благодаря особым свойствам информации, дает человечеству определенные шансы решить перечисленные глобальные проблемы и перейти к новой парадигме устойчивого и безопасного развития. При этом информационные технологии становятся теми средствами, которые человек может использовать как для расширения, так и развития своих собственных способностей: возможностей памяти, логики, пространственного воображения.
Все большее число стран объявляют генеральной линией своего развития – это построение информационного общества. XXI век объявлен веком информатизации. В России, как и в ряде стран мира, имеется «Концепция формирования информационного общества» (в 1999 г. Концепция была одобрена решением Государственного комитета по информатизации при ГК РФ по связи и информатизации - №32 от 28 мая 1999 г.). В ней определено, что в нашей стране в первой четверти XXI столетия должны быть созданы основные черты и признаки информационного общества. При этом отмечается, что у России свои предпосылки перехода и свой специфичный путь, ибо она обладает великим культурным наследием и многонациональной самобытной культурой, в ней одна из лучших систем образования.
В 2000 г. Россия подписала Окинавскую «Хартию глобального информационного общества».
Информационным видимо следует считать общество, в котором решающую роль играют приобретение, хранение, распространение и использование знаний с широким использованием достижений научно-технического прогресса, позволяющего постоянно совершенствовать государственные, научные, общезначимые и персональные структуры, системы и т.п. Процесс информатизации в России заключается в создании и развитии информационных систем (ИС), поддерживающих современные информационные технологии для обслуживания практически всех основных сфер жизнедеятельности общества.
Постоянно расширяющаяся область человеческой деятельности, связанная с производством новых информационных продуктов, услуг и технологий, называется информационной сферой.
К информационной сфере относят научно-информационные центры, информационные сети, библиотеки и архивы, офисные системы, средства массовой информации, избирательные и PR-технологии.
Под информационной сферой можно понимать деятельность по:
1) созданию и распространению информации;
2) формированию информационных ресурсов, подготовке и предоставле-нию информационных продуктов и услуг;
3) потреблению информации.
Совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также эффективное удовлетворение их информационных потребностей образует единое информационное пространство, состоящее из:
Негативные последствия внедрения информатизации
Использование информационно-коммуникационных систем, устройств и комплексов открывает широкие возможности для экономического роста и социального развития государств, но одновременно создает проблемы и риски, порождает углубление межгосударственного и внутригосударственного неравенства. В частности, речь идет о неравных возможностях людей создавать и использовать имеющиеся электронные информационные ресурсы, особенно в Интернете.
Это привело к появлению «цифрового разрыва» («цифровой пропасти», «цифрового водораздела»), «виртуального барьера» на пути торговли. Такой барьер способен изолировать от рынков производителей, организации и государства, которые не имеют доступ к новым методам.
Негативные социальные последствия информатизации порождают такие отрицательные явления, как информационный и психологический барьеры, информационный шум и др.
Информационный барьер двуедин – это объективный или субъективный фактор, препятствующий получению нужной информации и затрудняющий использование документов как источников информации. Во многом информационный барьер обусловлен закономерностями развития потоков ИР: экспоненциальным ростом количества публикаций (примерным удвоением их числа каждые два–пять лет), рассеянием публикаций в непрофильных и смежных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией, т.е. переходом из архивной части массива ИР в активно используемую.
В нем выделяют также языковые информационные барьеры, обусловленные незнанием потребителем языка, на котором написан документ; специализацией терминологии внутри отдельных отраслей знания, затрудняющей использование информации на межотраслевом уровне, и надъязыковые информационные барьеры, усложняющие коммуникации между исследователями фундаментальных проблем и разработчиками прикладных задач.
При достижении некоторого порового значения проявляется эффект, когда люди перестают успевать отслеживать предоставляемую им информацию. Возникает информационная перегрузка пользователей информации, включающая рост информационных источников и программных приложений, используемых ими в повседневной деятельности. Разновидностью информационной перегрузки является информационный шум.
Информационный шум характеризует наличие посторонних сигналов в общем объеме полученных полезных сигналов, т.е. значительными объемами нерелевантной информации, полученной, например, в результате проведения информационного поиска в Интернете. Если уровень полезного сигнала высок, то на него не влияют посторонние сигналы (шумы) и можно говорить что была получена достоверная информация.
Так называемый «психологический барьер» обычно возникает, как защитная реакция индивида на любые попытки изменить налаженную в течение длительного периода его жизни и работы последовательность действий, выполнения процедур и т.п. Проблема обычно обусловлена перегрузками, связанными с: поиском необходимых данных, потребностью выбора релевантных и пертинентных в большом массиве полученных сведений, а затем изучением отобранных материалов, составляющих порой несколько десятков документов.
Другой стороной негативных последствий информатизации общества является несанкционированное и неэффективное применение средств информатизации, связанное с безопасностью и защитой людей, помещений, программно-технических средств и информации.
Неэффективность применения компьютерных систем в бизнесе, в первую очередь, относится к потерям времени сотрудников на выполнение работ, несвязанных с их прямыми обязанностями или вообще не имеющих к ним никакого отношения (игры, установка скринсейверов и обоев, чаты и др.).
Это явление получило название «Futz Factor» – использование ИТ-имущества для любых целей, отличных от выполнения прямых задач бизнеса или любое потерянное время. Исследования показывают, что в среднем на «futzing» сотрудник затрачивает более пяти часов в неделю, что приводит к огромным потерям организаций в человеко-часах и убыткам в денежном выражении.