Современные информационные технологии. Распределенные системы обработки и хранения данных. Интегрированные и корпоративные ИТ. Системы электронного документооборота. Геоинформационные технологии и интеллектуальные ИТ. Нанотехнологии
Распределенные системы обработки данных
Применительно к информационной среде «интеграцию» понимают как совокупность разнородных, порой территориально разъединенных, аппаратных и программных средств, систем и устройств, объединенных, как правило, в информационные сети с доступными пользователям внутренними и внешними информационными ресурсами и приложениями.
Такая технология расширяет базовые и функциональные возможности компьютерных информационных ресурсов и систем. С точки зрения пользователей, основная проблема заключается в слабой структурированности информации, сложности поиска, доступа, публикации и навигации. Решить проблему можно путем создания интегрированной функционально полной информационной среды.
В распределенны системах используются три интегрированные технологии:
1. «клиент-сервер»;
2. совместного использования ресурсов в глобальных сетях;
3. универсального пользовательского общения в виде электронной почты.
Наиболее часто данные размещаются в базах данных (БД). Ими обычно управляют локальные СУБД, то есть размещенные на том же компьютере. Такая отличительная особенность баз данных, как многоцелевое параллельное использование данных, предопределяет наличие средств, обеспечивающих практически одновременный и независимый доступ к одним и тем же данным. Причем сама база может быть размещена на одном или нескольких компьютерах.
Когда несколько локальных БД удалены друг от друга на большие расстояния, то возникает необходимость решения задач управления ими, то есть распределенными БД. Для решения таких задач между ЭВМ с локальными СУБД и базами данных организуют сеть передачи данных по каналам связи, а в ней обеспечивают техническую и программную поддержку обмена данными. То есть в этом случае используют распределенную среду обработки данных, включающую аппа-ратное и программное обеспечение, управляющее распределенными базами дан-ных, которые могут образовывать банки данных.
Распределенная среда обработки данных или среда распределенных вычислений (англ. «Distributed Computing Environment», DCE) – это технология распределенной обработки данных, представляющая собой стандартный набор сетевых служб для выполнения прикладных процессов, рассредоточенных по группе абонентских систем (по гетерогенной сети).
Распределенная обработка данных (англ. «Distributed Data Processing», DDP) – это методика выполнения прикладных программ группой систем. При этом пользователь получает возможность работать с сетевыми службами и прикладными процессами, расположенными в нескольких взаимосвязанных абонентских системах.
Практически с момента возникновения компьютеров предпринимались попытки объединения большого количества вычислительных ресурсов. Реальная возможность для такого объединения появилась в конце XX столетия. Она обусловлена развитием компьютерных архитектур, непрерывным ростом производительности, улучшением пропускной способности коммуникационных сред, а также новыми технологиями разработки программ. Совместное использование ресурсов в глобальных сетях позволяет осуществлять распределенные вычисления, способствующие существенному сокращению времени вычислений и получения результата вычислений.
Для реализации такой задачи создана технология Grid (с англ. «сетка»). Термин аналогичен термину «электрическая сеть» (англ. «power grid»), предоставляющему всепроникающий доступ к источникам электроэнергии, но вместо электричества предоставляются вычислительные мощности.
Grid оценивается как инфраструктура, способная фундаментально изменить представление о вычислительных сетях и их возможностях. в GRID интегрируется большой объем географически удаленных компьютерных ресурсов, при этом пользователя не интересует где находятся используемые им ресурсы. IBM анонсировала эту технологию в 2003 г.
GRID – это распределенная программно-аппаратная компьютерная среда, с принципиально новой организацией вычислений и управления потоками заданий и данных. Она предназначена для объединения вычислительных мощностей различных организаций.
Важнейшим компонентом GRID-инфраструктуры является промежуточное программное обеспечение (англ. «middleware»), предназначенное управлять заданиями, обеспечивать безопасный доступ к данным большого объема в универсальном пространстве имен, перемещать и тиражировать данные с высокой скоростью из одного географически удаленного узла на другой и организовывать синхронизацию удаленных копий.
На основе технологии GRID формируются региональные и национальные вычислительные компьютерные инфраструктуры с целью создания объединенных интернациональных ресурсов, доступных широкому кругу пользователей и предназначенных для решения крупных научно-технических задач.
Интегрированные информационные технологии
Совместное использование данных в процессе коллективной деятельности зачастую приводило к серьезным негативным последствиям. Для решения этой проблемы стали разрабатывать комплексы различных информационных технологий с общими данными (интегрированными информационными ресурсами), направленные на выработку единых и эффективных для организаций и процессов методов применения этих технологий.
Под интеграцией информационных ресурсов понимается их объединение с целью использования различной информации с сохранением ее свойств, особенностей представления и пользовательских возможностей манипулирования с ней. При этом объединение ресурсов может быть как физическим, так и виртуальным. Главное – оно должно обеспечивать пользователю восприятие доступной информации как единого (интегрированного) информационного пространства.
Объединение различных компьютерных и офисных информационных технологий приводит к их интеграции. Технологическое взаимодействие совокупности объектов, образуемых устройствами передачи, обработки, накопления и хранения, защиты данных, представляет собой интегрированные компьютерные системы обработки данных большой сложности.
Интегрированные компьютерные системы обработки данных проектируются как сложный информационно-технологический и программный комплекс. Он поддерживает единый способ представления данных и взаимодействия пользователей с компонентами системы, обеспечивает информационные и вычислительные потребности различных категорий пользователей, например, специалистов в их профессиональной работе.
Основным способом решения такой проблемы стала интеграция информационных технологий, на основе обеспечения коммуникационной совместимости отдельных программных средств, с информационными ресурсами, поддерживаемыми разными инструментальными средствами.
Интеграция информационных технологий включает: распределенные системы обработки данных; технологии «клиент-сервер»; информационные хранилища; системы электронного документооборота; геоинформационные системы; глобальные системы; системы групповой работы; корпоративные информационные системы.
Сначала создавались специальные программы, осуществляющие преобразование данных из одного формата хранения в другой (конверторы).
Затем были разработаны интегрированные программные пакеты, позволяющие в рамках одной программы реализовать нескольких функций с установлением внутренних информационных связей между ними (офисные программные пакеты). В типовом варианте они включают: текстовый процессор, табличный процессор, СУБД, система управления коммуникациями.
Параллельно создавалась единая интегрирующая среда, в качестве которой использовались операционные оболочки и локальные сети. Для работы в такой среде все программы-приложения разрабатываются в соответствии с определенными спецификациями, что позволяет стандартизировать способы обмена информацией между различными приложениями.
Кроме групповых сред появляются и личные информационные системы, объединившие в рамках одной технологии все функции поддержки и организации рабочего места. Например, для планирования рабочего времени от одного рабочего дня до нескольких лет, ведения адресно-телефонного справочника, многоструктурного блокнота, справочника памятных дат и др.
В интегрированных моделях бизнеса появляется возможность собирать детальную информацию о каждом клиенте, о спросе и состоянии рынка с помощью интерактивного доступа к информации. Возможность персонального общения с обратной связью позволяет каждому клиенту становиться активным поставщиком информации о своих потребностях. Предприятие персонализирует предлагаемые продукты и услуги, направляя маркетинговые усилия на конкретные группы лиц. При этом маркетинговые просчеты и коммерческий риск снижаются практически до нуля.
Дальнейшее развитие интеграции информационных технологий связано с телекоммуникациями, позволяющими все вышеназванные достоинства подобных технологий использовать в сложных разветвленных и неоднородных информационных сетях, использующих, в том числе, распределенные базы данных и распределенную обработку документов. К таким сетям относится и Интернет.
Интернет – это глобальная информационная сеть, состоящая из большого количества сетей различного назначения, выполняющих разные задачи.
Таким образом, Интернет образует интегрированную информационную сеть (интерсеть) – совокупность расположенных в различных странах взаимосвязанных информационных сетей, называемых подсетями.
Принцип их построения заключается в организации магистралей (высокоскоростных телефонных, радио, спутниковых и других линий связи) между центральными узловыми станциями (серверами провайдеров).
Существуют также опорные сети, создаваемые различными организациями, как правило, для удовлетворения собственных потребностей. Они бывают международные, государственные, региональные и отраслевые. Некоторые опорные сети для выхода в Интернет выделяют специально оборудованные сетевые узлы с серверами (хосты), и становятся провайдерами Интернета.
Все основные принципы, используемые в локальных и региональных сетях, в той или иной степени применяются в глобальных сетях.
Однотипные по используемым аппаратуре и протоколам сети объединяются с помощью общих для соединяемых сетей узлов-«мостов», а разнотипные сети – с помощью общих узлов-«шлюзов».
Интеграция нескольких сетей в единую систему базируется на использовании межсетевой маршрутизации информационных потоков. Межсетевая маршрутизация организуется путем включения в каждую из объединяемых подсетей специальных узлов-«маршрутизаторов».
Часто функции «маршрутизаторов» и «шлюзов» интегрируются в одном узле. Узлы-«маршрутизаторы» распознают какой из поступивших к ним пакетов относится к «местному» трафику сети станции-отправителя, а какой должен быть передан в другую сеть, входящую в единую интегрированную систему.
Для функционирования подобных интегрированных информационных сетей используются специальные сетевые технические средства, обеспечивающие взаимодействие как внутри локальной сети, так и нескольких информационных сетей или подсетей. К ним относятся: сетевые адаптеры, повторители, коммутаторы, концентраторы, мультиплексоры, мосты, маршрутизаторы, шлюзы и модемы, согласующие работу компьютеров с каналами передачи данных.
Корпоративные информационные технологии
Одним из способов систематизации сетей является их классификация по масштабу производственного подразделения, в пределах которого действует сеть. Различают сети организаций (предприятий) и отделов, сети кампусов, корпоративные и индивидуальные сети.
Сети организаций – это сети, используемые сотрудниками, работающими на одном предприятии (в одной организации). Они позволяют:
Сети отделов – это сети, используемые сравнительно небольшой группой сотрудников, работающих в одном отделе предприятия. Эти сотрудники решают некоторые общие задачи, например, ведут бухгалтерский учет или занимаются маркетингом. Считается, что отдел может насчитывать до 100–150 сотрудников.
Главной целью сети отдела является разделение локальных ресурсов, таких как приложения, данные, лазерные принтеры и модемы. Часто сети отделов имеют один или два файловых сервера и не более тридцати пользователей (рис. 11.1).
Рис.11.1. Пример сети масштаба отдела.
Сети отделов обычно не разделяются на подсети. В ниях локализуется большая часть трафика предприятия. Сети отделов обычно создаются на основе одной сетевой технологии (Ethernet, Token Ring). Для такой сети характерен один или, максимум, два типа операционных систем. Чаще всего это сеть с выделенным сервером, например NetWare, хотя небольшое количество пользователей делает возможным использование одноранговых сетевых операционных систем типа Windows.
Задачи управления сетью на уровне отдела относительно просты: добавление новых пользователей, устранение простых отказов, инсталляция новых узлов и установка новых версий программного обеспечения. Такой сетью может управлять сотрудник, посвящающий обязанностям администратора только часть своего времени. Чаще всего администратор сети отдела не имеет специальной подготовки, но является тем человеком в отделе, который лучше всех разбирается в компьютерах, поэтому ему поручают заниматься администрированием сети.
Существует и другой тип сетей, близкий к сетям отделов, – сети рабочих групп. К таким сетям относят небольшие сети, включающие до 10–20 компьютеров. Характеристики сетей рабочих групп практически не отличаются от описанных выше характеристик сетей отделов. Такие свойства, как простота сети и однородность, здесь проявляются в наибольшей степени, в то время как сети отделов могут приближаться в некоторых случаях к следующему по масштабу типу сетей – сетям кампусов.
Сети кампусов получили свое название от английского слова «campus» (студенческий городок). Именно на территории университетских городков часто возникала необходимость объединения нескольких мелких сетей в одну большую сеть. Сейчас это название не связывают со студенческими городками, а используют для обозначения сетей любых предприятий и организаций. Ныне сети кампусов характеризуют сети территориально распределенных предприятий и организаций.
Сети этого типа объединяют множество сетей различных отделов одной организации в пределах отдельного здания или одной территории, покрывая площадь до нескольких квадратных километров. При этом глобальные соединения в сетях кампусов не используются. Службы такой сети включают взаимодействие между сетями отделов, доступ к общим базам данных предприятия, доступ к общим факс-серверам, высокоскоростным модемам и высокоскоростным принтерам. В результате сотрудники каждого отдела предприятия получают доступ к некоторым файлам и ресурсам сетей других отделов. Важной службой, предоставляемой сетями кампусов, стал доступ к корпоративным базам данных независимо от того, на каких типах компьютеров они располагаются.
Впервые в сетях кампусов возникают проблемы интеграции неоднородного аппаратного и программного обеспечения, поскольку типы компьютеров, сетевых операционных систем, сетевого аппаратного обеспечения могут отличаться в каждом отделе. Отсюда возникают сложности управления такими сетями.
Администраторы должны быть в этом случае более квалифицированными, а средства оперативного управления сетью – более совершенными.
Практически в этих сетях стали использовать корпоративные базы данных. В результате появились корпоративные сети предприятий.
Необходимость обеспечивать компьютерное взаимодействие работников корпорации, расположенных на любом удалении от нее, а также оказавшихся на любом конце планеты, где есть Интернет, способствовала появлению intranet (Интранет) технологии («intra» – внутренний), означающей применение служб внешних (глобальных) сетей во внутренних – локальных.
Это корпоративная сеть (частная сеть, доступная только сотрудникам данной организации), в которой доступ к информации реализован средствами Интернета.
Корпоративная сеть (сеть масштаба предприятия, англ. «Enterprise network») связывает между собой ЛВС подразделений корпорации (предприятия). В результате образуются сложные информационные системы (инфосистемы) с распределенной информационной архитектурой.
Такая сеть может быть сложно связанной, действовать в рамках (покрывать) города, региона и даже континента. Ее можно представить в виде отдельных локальных сетей, размещенных в телекоммуникационной среде. В результате под термином корпоративная сеть принято понимать сеть масштаба предприятия, объединяющую компьютеры на всех его территориях, доступ к информации в которой реализован средствами Интернета.
Корпоративная сеть пользуется услугами или оборудованием общественной глобальной сети, дополняя их собственными услугами или оборудованием. Типичным примером является аренда каналов связи, на основе которых создаются собственные территориальные сети.
Таким образом, корпоративная сеть – это сеть смешанной топологии, включающая несколько локальных сетей. Она объединяет филиалы корпорации, которые являются, как правило, ее собственностью.
Основу корпоративных сетей составляют локальные вычислительные и информационные сети. Они включают многотерминальные системы централизованной (пакетной) обработки данных (как правило, офисные системы), удаленные терминальные комплексы, системы и устройства (в том числе систем удаленного ввода заданий и распределенной обработки данных), телекоммуникации (главным образом, составляющие Интернет).
Пакетный режим является наиболее эффективным режимом использования вычислительной мощности, так как позволяет выполнить в единицу времени больше пользовательских задач, чем любые другие режимы.
Распределенная обработки данных представляет собой обработку данных, выполняемую на независимых, но связанных между собой компьютерах, образующих распределенную систему.
Основные требования к современным приложениям масштаба предприятия
1. Пространственное разделение. Подразделения организации разнесены в пространстве.
2. Структурное соответствие. Программное обеспечение должно адекватно отражать информационную структуру предприятия – соответствовать основным потокам данных.
3. Ориентация на внешнюю информацию. Программное обеспечение предприятия должно уметь работать с новым типом пользователей и их запросами.
Число пользователей и компьютеров в корпоративных сетях может измеряться тысячами, а число серверов – сотнями. Расстояния между сетями отдельных территорий может оказаться настолько большим, что для их функционирования используют глобальные системы и связи.
В корпоративной сети используются различные типы компьютеров (от мэйнфреймов до персональных, в том числе переносных, компьютеров) и операционных систем, а также различные приложения. Подобная сложная, крупномасштабная сеть является гетерогенной.
Гетерогенность сети означает, что в ней нельзя удовлетворить потребности тысяч пользователей с помощью однотипных программных и аппаратных средств. Неоднородные части корпоративной сети должны работать как единое целое, предоставляя пользователям по возможности прозрачный доступ ко всем необходимым ресурсам.
В зависимости от территориальной распространенности корпоративных сетей могут быть локальными, региональными и глобальными.
Локальные сети покрывают территорию в несколько квадратных километров.
Региональные (территориальные, муниципальные) сети располагаются на территории города или области.
Глобальные сети расположены на территории государства или группы государств, например, всемирная сеть Интернет.
На рис. 11.2 приведен вариант возможной иерархии корпоративных сетей.
Рис. 12.2. Вариант иерархии корпоративной сети.
Территориальные сети, используемые для построения корпоративной сети, обычно делят на две большие категории:
1. магистральные сети;
2. сети доступа.
Магистральные территориальные сети (англ. «backbone wide-area net-works») используются для образования одноранговых связей между крупными локальными сетями, принадлежащими большим подразделениям предприятия. Магистральные территориальные сети должны обеспечивать высокую пропускную способность, так как на магистрали объединяются потоки большого количества подсетей. Кроме того, магистральные сети должны быть постоянно доступны, то есть обеспечивать очень высокий коэффициентом готовности.
Под сетями доступа понимаются территориальные сети, необходимые для связи небольших локальных сетей и отдельных удаленных компьютеров с центральной локальной сетью предприятия. Быстрый доступ к корпоративной информации из любой географической точки для многих видов деятельности предприятия определяет качество принятия решений его сотрудниками. Особенно это связано с увеличением числа сотрудников, работающих на дому, часто находящихся в командировках, с ростом количества небольших филиалов предприятий, находящихся в различных городах и даже разных странах.
У предприятия может быть много точек удаленного доступа. Поэтому одним из основных требований в сетях доступа является наличие разветвленной инфраструктуры доступа, используемой сотрудниками предприятия при работе дома и в командировках. Стоимость удаленного доступа должна быть умеренной, чтобы экономически оправдать затраты на подключение десятков или сотен удаленных абонентов, а требования к пропускной способности у отдельного компьютера или локальной сети, состоящей из двух-трех клиентов, обычно ниже, чем для магистральных сетей.
С точки зрения масштаба сети по принципу деления они оказывается близким к предыдущей классификации, и делятся на:
По скорости передачи информации корпоративные компьютерные сети можно делить на: низкоскоростные, среднескоростные и высокоскоростные.
По типу среды передачи выделяют:
Корпоративная информационная система – это информационная система, участниками которой может быть только ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой системы.
Поскольку невозможно управлять экономикой предприятий основываясь только на профессиональную интуицию ее руководителей, специалисты предлагают создавать корпоративные информационные системы управления знаниями.
В создаваемой корпоративной информационной системе обычно используют «клиент/серверные» сетевые технологии.
Клиенты (пользователи системы) взаимодействуют через локальные и глобальные сети с различными программными приложениями, работающими на серверах. Корпоративные данные могут храниться в корпоративной или глобальной сети, а также на нескольких серверах ЛВС, входящих в состав корпоративной информационной сети (системы).
Веб-сайт корпорации, как правило, содержит все ее информационные ресурсы и управляется единой ИПС. При этом информационные ресурсы корпорации могут выть распределены на различных ее компьютерах, что особенно характерно для территориально удаленных подразделений корпорации. В этом случае поверх Интернета организуется так называемая «виртуальная локальная сеть» корпорации, а внутренние подсети связывают с помощью серверов доступа. Такой метод работы называется технологией Интернет/Интранет. При этом сотрудники корпорации и допущенные к ее информационным ресурсам иные пользователи могут находиться в любой части планеты, и пользоваться этими ресурсами с любой точки доступа.
Ныне распространяется концепция GRID, представляющая набор стандартизированных служб, обеспечивающих надежный, совместимый, дешевый и повсеместный доступ к информационным и вычислительным ресурсам. Она подразумевает интеграцию на основе управляющего и оптимизирующего программного обеспечения нового поколения. GRID не только концепция, но и работающие технологии, применяемые прежде всего для решения потоков/наборов однотипных задач. Некоторые технологии GRID начинают использовать в корпоративных системах.
Таким образом, информационная корпоративная сеть представляет собой размещенные в одной или нескольких базах данных внутренние и внешние общедоступные, внутренние для служебного пользования и закрытые корпоративные информационные ресурсы.
В заключение отметим, что важной проблемой корпоративных сетей является защита их от несанкционированных проникновений и использования корпоративных информационных ресурсов. При этом, обычно, такая сеть внутри менее защищена, так как рассчитана на использование собственными сотрудниками. Поэтому в сети обязательно устанавливаются и контролируются права, а также доступ пользователей к ЭИР. Выход в Интернет обеспечивается использованием специальных средств программно-аппаратной защиты (маршрутизаторы, межсетевые фильтры, Proxy сервера и др.).
Делопроизводство и документооборот
Практически в любой организации, предприятии, учреждении, офисе и т.п. (в дальнейшем – организация) ведется делопроизводство. Термин «делопроизводство» возник в России во второй половине XVIII века.
Делопроизводство – это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами (документооборот).
Документооборот – это совокупность взаимосвязанных процедур, обеспечивающих движение документов в учреждении с момента их создания или поступления и до завершения исполнения или отправки и передачи в архив.
Объем документооборота – это количество документов, поступивших в организацию и созданных ею за определенный период.
От правильного решения таких задач, как оперативное и качественное формирование документов, контроль исполнения, четкая организация хранения, поиска и использования документов, отлаженность работы справочно-информационной службы, самым непосредственным образом зависит эффективность управления организации в целом. Другое дело, что формы, методы и объемы документов в различных организациях могут существенно различаться. При этом существует некоторая общность, обусловленная соответствующими нормативными документами (стандартами, нормативами и т.п.).
Ежедневно в масштабах организаций обрабатываются огромные массивы документов. Многие из них порождают большое количество сопровождающих документов. Согласно данным Siemens Business Services до 30% рабочего времени сотрудников уходит на поиск документов и другие рутинные операции, 15% документов безвозвратно теряется, а 80% времени руководитель тратит на работу с информацией. В результате появляются потоки документов, которые приходиться контролировать и перераспределять между различными подразделениями. Для решения данных проблем создаются и функционируют различные системы делопроизводства. Они бывают традиционные (ручные и механизированные), компьютерные и смешанные (гибридные).
Основной принцип документооборота заключается в том, что не создаются локальные архивы документов. При этом любой, не попавший в общий архив документов организации, входящий документ может не исполняться.
В организации должен существовать один канал поступления входящих документов, даже если прием документов построен по распределенной схеме. В том числе и для этого в них формируются службы, отвечающие за прохождение документов (канцелярии). При этом удаленные пункты регистрации документов являются подразделениями канцелярии.
Естественно, что кроме входящих существуют и другие виды документов. Укрупнено выделяют три основных вида документов: входящие, исходящие и внутренние.
Отметим, что по общим правилам делопроизводства, чтобы подразделение организации или ее руководство могло отправить запрос, письмо или какие-либо иные документы во внешнюю организацию, необходимо направить эти внутренние документы в свою канцелярию. Канцелярия преобразует данные документы в исходящие и отправит их по назначению.
Все проходящие через нее документы обладают уникальным регистрационным номером. При этом любая бумага, не имеющая регистрационного номера, не является документом.
Кроме регистрационного номера, документы содержат и другие атрибуты. Общая часть атрибутов содержится в документах практически любых организаций. К основным атрибутами канцелярского документа относят:
1. Регистрационный номер документа (структура регистрационного номера может различаться для исходящих, входящих и внутренних документов).
2. Источник документа (откуда получен документ).
3. Ответственный исполнитель документа.
4. Код документа по номенклатуре дел организации.
Номенклатура дел – это формальный список дел организации, заранее утвержденный в ней на определенный период времени (как правило, на год). Она может обновляться от одного до четырех раз в год.
Кроме того, существуют атрибуты, специфические для разных типов документов. Так, входящие документы, кроме названных, имеют такие атрибуты, как: контрольный срок исполнения и контролирующее лицо, а внутренние документы – список подразделений предприятия для ознакомления, контрольный срок ознакомления или исполнения, список исполнителей документа. Исходящие документы имеют следующие дополнительные атрибуты: документооснование (атрибут используется для исходящих документов, порождаемых на основе входящего или внутреннего документов), список рассылки, контрольный срок ответа (встречается редко и не во всех организациях).
Легко заметить, что проходящие через канцелярию документы, являются связанными документами. Это означает, что большинство из них ссылается на другие документы. Связи обычно формируются по направлению «главный – подчиненный». Иногда используются ненаправленные связи, объединяющие родственные документы (посвященные одному вопросу).
Все, проходящие через канцелярию документы, попадают в архив организации. Они подразделяются на дела. Одно дело объединяет все документы за один год работы организации по соответствующему пункту номенклатуры ее дел. Объем единицы хранения в архиве не превышает 200 страниц. Для более объемных дел создают несколько томов. Опись дел включает список дел (по их наименованиям), количество томов в деле и страниц в каждом томе.
В крупной организации типовые сроки хранения документов составляют: один, три года, пять, 10, 30 и 50 лет. По истечении срока хранения дело в государственных организациях оно из архива конкретной организации передается на хранение в государственный архив. Для частных организаций дела по истечения срока их хранения уничтожаются. Данные процессы оформляется соответствующими актами.
Для решения задач управления деловыми процессами в организациях используют различные автоматизированные системы. С их помощью организуют системы электронного документооборота и контроля выполнения заданий, загрузки сотрудников и др. Цель их использования заключается в сведении к минимуму создания и перемещения бумаг внутри организации. Пока еще полностью отказаться от бумажных документов невозможно по причинам, главным образом, юридического характера.
Наибольший интерес в настоящее время представляют компьютерные системы делопроизводства, позволяющие работать с электронными документами или электронными версиями бумажных документов.
Электронный документ – это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
Такой документ в виде текстовых или графических файлов создается с помощью электронных средств.
Системы электронного делопроизводства обеспечивают работу с электронными версиями документов и реквизитами регистрационно-контрольных форм в соответствии с принятыми в стране правилами и стандартами делопроизводства. Они образуют электронный документооборот.
Электронный документооборот широко применяется в различных предметных областях. Он позволяет существенно сократить количество используемых бумажных документов и сроки выполнения заданий. Эффективное использование информационных технологий электронного документооборота способствует повышению качества управления персоналом. Электронный документооборот включает использование электронных документов или электронных копий традиционных документов и является важной составляющей малого, среднего и крупного бизнеса; компонентой электронных учреждений (офисов).
Ныне термин «электронное делопроизводство» является синонимом термина «документационное обеспечение управления» (ДОУ).
ДОУ – это система вторичных процессов, обеспечивающих и отражающих процессы управления.
Технологии ДОУ базируются на системах электронного документооборота.
Геоинформационные информационные технологии
XXI век характеризуется построением информационных обществ в различных государствах нашей планеты. В России политическое и социально–экономическое развитие страны определяется как переход от политики информатизации к информационной политике, включающей геополитические, внешнеэкономические, социально–экономические, научно-технические и культурные аспекты развития.
К категории национальных и международных интересов относятся информационные технологии, связанные с изучением планеты, ее полезных ископаемых и т.д. Развитие информационных технологий на базе вычислительной техники, создание автоматизированных, высокопроизводительных рабочих станций, банков данных и баз знаний, а также вычислительных сетей привело к появлению нового направления в информатике – геоинформатики, в основе которой лежат геоинформационные технологии и геоинформационные системы.
Геоинформационная технология – это технологическая основа создания географических информационных систем, позволяющая реализовать их функциональные возможности.
В 80-е годы XX века в Канаде начали проводить эксперименты по решению проблемы связи текстовых и графических – картографических – данных. Так появились первые географические информационные системы – компьютерные сис-темы, позволяющие эффективно работать с пространственно-распределенной картографической информацией – географическими координатными данными.
Географически координированные данные – это данные, привязанные к картографической основе, к карте местности, то есть данные, имеющие либо географические координаты (широту и долготу), либо прямоугольные координаты (X,Y,Z), либо почтовые адреса (почтовые индексы, коды), идентифицирующие местоположение на карте. Таким образом, связующим звеном информации в географической информационной системе является география. Однако широко распространено получило другое название – геоинформационные системы.
Хотя можно себе представить проектирование специализированных геоинформационных систем, ориентированных на решение узких географических задач, и назвать их географическими информационными системами, практически оба названия систем являются синонимами.
Новые информационные технологии
Новые информационные технологии (НИТ) – это наиболее современная форма знаний в общественном производстве. Информационные технологии позволяют оптимизировать разнообразные информационные процессы, начиная от подготовки и издания печатной продукции и кончая информационным моделированием и прогнозированием глобальных процессов развития природы и общества. При этом достигается экономия затрат труда, энергии людских и материальных ресурсов, необходимых для реализации соответствующего процесса.
Новые технологии предъявляют высокие требования к уровню формализации и универсализации представления знаний, к унификации средств обмена информацией и к корпоративной культуре управления знаниями. Например, на межкорпоративном уровне (как впрочем и в других ситуациях) все более требуется унификация ИТ-стандартов (стандартизация).
При разработке особенно международных стандартов активно используется Интернет. В этом процессе принимают участие представители различных организаций и стран. Для его обеспечения эффективно используются телеконференции с обсуждением важных вопросов, электронное голосование при утверждении проектов на разных стадиях разработки, электронные архивы и др.
Среди новых информационных технологий можно выделить те, которые являются модернизируемыми, и оригинальными, а также перспективными информационными технологиями.
Существует три стратегии внедрения новых информационных технологий, когда новая информационная технология:
1) приспосабливается к действующей,
2) внедряется в модернизированную, усовершенствованную систему управления,
3) внедряется взамен существовавших, порой создавая новые методы работы и новые проблемы.
К принципам новых информационных технологий относят: интегрированность и гибкость информации, интерактивность (диалоговый режим), корпоративность и др.
Гиперинформационные технологии
На современном этапе под гиперинформационными технологиями понимают класс технологий, базирующихся на сетевом способе организации данных и ориентированных на обработку неструктурированной информации в целях удовлетворения информационно-аналитических потребностей пользователей. Они базируются на технологиях гипертекста, гипермедиа и мультимедиа.
Выделяют следующие особенности гипертехнологий:
Основным достоинством этих технологий является достаточно просто для пользователя организованная система представления информации. Она позволяет использовать сетевые услуги и без дополнительного участия посредников-специалистов по информационным технологиям.
К гиперинформационным технологиям относятся и веб-технологии (интернет-технологии). Практическое их применение начинается в 1992 г. и к концу 1993 г. во всем мире наметился значительный рост информационных веб-ресурсов.
Веб-технология ровесник российских сетей Интернет. Первые российские Веб-серверы появились в начале 1994 г.
В рамках Веб-технологии возможен доступ к гипертекстовым документам, агрегация распределенной информации, доступ к базам данных, пересылка файлов, электронная почта, интерактивное общение, доступ к телеконференциям или к серверам новостей, поиск информационных ресурсов сети или адресов абонентов и организаций. Полезны для общества и государства технологии экономического и политического мониторинг-опросов абонентов сети с публикацией полученных результатов, например, сведений о рейтинге политических и общественных деятелей, законопроекта или решения властей и т.п.
Темпы роста WWW (увеличение числа веб-серверов, количества доступных через них документов и баз данных) превышают высокие темпы роста общего количества компьютеров и пользователей в Интернете.
Сама по себе интернет-технология не решает многих проблем пользователей. Для удобного ведения поиска необходимы структурирование информации и ее организация, отвечающая запросам лиц, принимающих решения. При этом должна существовать возможность оперативно обновлять данные, регламентировать доступ к ним для обеспечения соответствующего уровня информационной безопасности любому человеку, решившему войти в информационное пространство Интернета.
К перспективным информационным технологиям можно отнести виртуальную реальность, новые виды и устройства отображения информации, единая транспортная среда передачи любых данных, био- и нанотехнологии и др.
Виртуальная реальность – это совокупность средств, создающих у человека иллюзию нахождения в искусственно созданном мире, путем подмены обычного восприятия окружающей действительности (с помощью органов чувств) информацией, генерируемой компьютером. Виртуальная реальность достигается использованием средств мультимедиа, трехмерной графики и специальных устройств ввода-вывода информации, имитирующих привычную связь человека с окружающим миром. Таким образом, виртуальная реальность позволяет «перемещаться»» в трехмерном мире с шестью степенями свободы и обозревать его в реальном времени.
Новые виды и устройства отображения информации
Эксперты утверждают, что в ближайшие 15–20 лет вычисления будут осуществляться быстрее и дешевле, что увеличится полоса пропускания, обеспечиваемая средствами телекоммуникаций; появятся принципиально новые вычислительные устройства. Кремниевые технологии достигнут физических пределов к 2015 году. Будет использоваться «электронная бумага» – тип дисплеев, которые можно скатать в рулон. При этом в них будет сохраняться содержание информации без постоянной подпитки электроэнергией.
Произойдет тотальная интеграция информационных ресурсов; увеличение плотности хранения данных; совместное использование кремниевых микросхем, био- и нанотехнологий с возможностью использования квантовых вычислений.
Будет осуществляться машинный перевод основных языков планеты, что будет способствовать активному взаимодействию людей различных культур и, как следствие, развитию глобальных информационных сетей.
Эволюция сетевых информационных технологий заключается в создании высококонкурентной среды развития инфокоммуникационных сервисов. При этом в отрасли телекоммуникаций наблюдается активное использование пакетных (IP) технологий, сетей оптической и беспроводной связи, развитие широкополосных сетей беспроводного доступа. Все вмести они должны образовать единую транспортную среду для передачи любого канального или пакетного сервиса.
При недостаточно развитой системе телекоммуникаций и (или) высокой стоимости удаленного доступа для рядового пользователя, перспективными представляются издания на компактных дисках. В дальнейшем следует основное внимание уделять поддержке и развитию удаленного доступа через компьютерную сеть к различным информационным ресурсам с использованием Интернет/Интранет технологий.
Нанотехнологии и нейронные системы
Нанотехнологии – это область науки, подразумевающая возможность манипулирования отдельными молекулами и атомами вещества.
Термин «нано» происходит от греч. «карлик». В 1974 г. японский физик Норио Танигучи предложил понимать под понятием «нанотехнологии» процесс разделения, сборки и изменения материалов путём воздействия на них одним атомом или одной молекулой.
Ныне практически единственный путь развития вычислительной техники – интеллектуализации вычислительных систем, придания им свойств человеческого мышления и восприятия, – это использование нейрокомпьютеров. На основе нано технологий создаются сложные программно-аппаратные комплексы, активно использующие достижения искусственного интеллекта, упрощающие проектирование и визуализацию работы наномеханизмов и др. На данном этапе формируются интеллектуальные интуитивно понятные устройства, системы и комплексы, готовые предлагать варианты решений, активно и эффективно решать теоретические и практические задачи в автоматическом режиме.
Прототипом таких систем являются компьютерные инфраструктуры, устанавливаемые в зданиях и непрерывно обеспечивающие их жизнедеятельность («интеллектуальные здания»).
Нейронные системы
Мозг и нервная система живых организмов позволяют решать задачи управления, эффективно обрабатывать сенсорную информацию. Этот огромный потенциал для создаваемых вычислительных систем послужил предпосылкой создания искусственных вычислительных систем на базе нейронных систем живого мира.
Нейроны – это специальные клетки (нервные клетки), способные распространять электрохимические сигналы и обрабатывать информацию. Нейрон имеет разветвленную структуру ввода информации (дендриты), ядро и разветвляющийся выход (аксон – передатчик). Ядро содержит информацию о наследственных свойствах. Нейрон активируется, когда суммарный уровень сигналов, пришедших в его ядро из дендритов (приёмников), превысит определённый уровень (порог активации). Мозг способен решать чрезвычайно сложные задачи. Кора головного мозга человека содержит около 1011 нейронов, площадь которых составляет около 2200 см кв. Каждый нейрон связан с 103–104 другими нейронами.
Нейроны взаимодействуют посредством короткой серии импульсов, как правило, продолжительностью несколько мсек. Сообщение передаётся методом частотно-импульсной модуляции с частотой от нескольких единиц до нескольких сотен Герц. При выполнении операций со скоростью несколько мс, для чего параллельно запускаются программы, содержащие около 100 шагов (правило ста шагов). При этом основная информация не передаётся непосредственно, а захватывается и распределяется в связях между нейронами.
Нейронные сети основаны на примитивной биологической модели нервных систем. Они успешно применяются в различных областях (бизнесе, медицине, технике, геологии и др.), где решаются задачи прогнозирования, классификации или управления. Сеть применяют, когда имеется определенная известная информация, и необходимо получить из неё некоторую, пока не известную, информацию.
Искусственные нейронные сети (ИНС) является вычислительной системой с огромным числом параллельно функционирующих простых процессоров с множеством связей. Модели ИНС в некоторой степени воспроизводят «организационные» принципы, свойственные мозгу человека.
В России общая методика синтеза многослойных нейронных сетей была разработана в конце 1960 годов в Научном центре нейрокомпьютеров. В 1995 году завершилась разработка первого отечественного нейрокомпьютера на стандартной микропроцессорной элементной базе.
Программное обеспечение нейросетевых технологий работает на платформе персональных компьютеров и рабочих станций, что делает технологию нейронных сетей доступной для приложений практически любого уровня. Ещё в конце 1990-х годов в США 60% кредитных карточек обрабатывалось с помощью нейросетевых технологий.
К перспективным направлениям использования нейросетевых технологий можно отнести создание компьютерных моделей поведения клиента для оценки риска или перспективности работы с конкретными клиентами. Например, можно проанализировать прежние сделки и на этой основе оценить вероятность того, согласится ли конкретный клиент на то или иное предложение. Создаются охранные системы с нейросетевыми алгоритмами выделения движущихся объектов, с распознаванием отпечатков пальцев, рисунка радужной оболочки глаза и др.