Авторские информационные технологии. Образовательные информационные технологии


Авторские информационные технологии

Данное понятие однозначно не определено. К нему можно отнести аспекты информационных технологий, связанные с авторским правом, с авторскими документами различного характера (в том числе изобретениями), а также с авторскими научными и учебными материалами.

Авторское право в каждой стране защищается законом. В России действуют Федеральные законы «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (1992 г.), «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.) и др. Однако далеко не все еще решено в данной области, свидетельством тому является обсуждение в сентябре 2006 года данной проблемы в Думе РФ.

Авторские документы – это материалы созданные и подписанные автором.
Ныне это, как правило, электронные документы, в которых право авторов может быть защищено электронной подписью. К ним относятся производственные документы, программы, справочно-инструктивные материалы, а также различные виды изданий (статьи и тезисы, рефераты, различны учебные работы, брошюры, книги и т.п.).

Авторские научные и учебные материалы можно выделить из авторских документов. Они включают изобретения и патенты, научные публикуемые и непубликуемые материалы, учебные программы, учебники и учебные пособия, лекции, учебно-методические пособия. Их особенностью является не только характер работ, но и локальность с точки зрения распространения, а также обновляемость, вызванная научно-техническим процессом, реакцией на его достижения ученых и профессорско-преподавательского состава, отражающейся в новых публикациях.

Как авторские документы, так авторские научные и учебные материалы могут сохраняться на различных носителях информации. Кроме традиционных (бумажных), все чаще их в электронной форме размещают на компакт-дисках (CD и DVD), а также на сайтах в Интернете. При в России пока ещё проблематично соблюдать и обеспечивать права авторов этих материалов.



Образовательные информационные технологии

Информационные технологии в образовании
Уровень подготовки любого современного специалиста в значительной степени определяется умением: использовать мировое информационное пространство; оперативно организовать и поддерживать профессиональные и иные информационные процессы; оперировать информационными ресурсами, используя для этого различные программно-технические средства и среды; эффективно работать с информацией и т.п. Данные аспекты связаны с информационными технология-ми Интернета. Эта мировая информационная среда представляет собой средство поддержки образования (дистанционного образования), объединяя, в том числе, информационные и образовательные ресурсы различных вузов планеты.

В образовании широко применялись и продолжают активно создаваться и применяться различные компьютерные обучающие, справочные и контролирующие системы, базирующиеся, как правило, на использовании универсальных компьютерных технических средств и специализированного прикладного программного обеспечения. Наибольший интерес представляют обучающие системы, включающие модули контроля знаний и справочных данных. Они являются разновидностью экспертных систем. Подобные системы можно использовать локально (на персональных компьютерах пользователей), в локальной сети, например, учебного заведения и крупной организации. Наиболее эффективным является применение обучающих систем в Интернете.

Технологии Дистанционного обучения
Еще одним видом интегрированных информационных технологий сетевого характера являются образовательные информационные сети. В них обычно применяют методы обучения, базирующиеся на использовании телекоммуникаций, компьютерных средств и технологий «обучения на расстоянии».

Некоторые специалисты отмечают, что дистанционным формам обучения около 350 лет . В любом случае до конца XX века в качестве основного способа доставки учебно-методических материалов таким обучаемым использовалась обычная почта. С конца XX века начинает активно использоваться методы, базирующиеся на использовании компьютерных средств и технологий и являющиеся способом организации процесса обучения на расстоянии. Они получили название «Дистанционное обучение» (англ. «Distant learning»).

Иногда говорят, что это «модернизированное» заочное образование. То есть когда с помощью кейс-технологии и Интернета студент может учиться в любое удобное для него время по индивидуальному графику.

Кейс-технология – это вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов (англ. «tutor» – обучать) традиционным или дистанционным способом.

Кейс содержит текстовые, аудиовизуальные и мультимедийные учебно-методические материалы. Для взаимодействия с вузом студентам организуют регулярные консультации преподавателей-тьюторов традиционным или дистанционным способом. Однако это только часть возможностей дистанционного обучения, его офлайновый компонент.

Дистанционное обучение (ДО) – это особая образовательная информационная технология. В ней используются телекоммуникации, что вызывает потребность оптимизации и даже сокращения объемов передаваемой информации, но без потерь ее сущности. ДО предполагает проведение телеконференций и курсов повышения квалификации по ДО и др. При этом можно применять офлайновые, онлайновые технологии и их совокупность.

Дистанционное обучение возникло в результате воздействия и взаимодействия пяти факторов:

  • сдвиги в иерархии жизненных ценностей – хорошее образование все более ценится;
  • возрастание потребности современного рынка труда в высокопрофессиональных и компетентных специалистах;
  • динамизм современной жизни, заставляющий профессионалов активно перемещаться в пространстве и по социальной лестнице;
  • глобализация и интернационализация современного рынка труда, технологий и услуг;
  • научно-технологический и технический прогресс, позволивший ввести в образовательные процессы современные средства коммуникации и обработки информации.

    За рубежом используются понятия «электронное обучение» (англ. «E-learning» или «Electronic Learning») или Интернет обучение – это предоставление доступа к компьютерным учебным программам (англ. «coursware») через Интернет или корпоративные Интранет сети.

    Эти термины употребляются наряду с термином «дистанционное обучение». Инициатива «eLearning», как объявлено в Европе, задает формат поддержки информационной грамотности, европейских виртуальных университетов, объединения учебных заведений в единую цифровую сеть и развития дистанционной технологии обучения.

    В Россию дистанционное обучение практически пришло в 1995 г. и развивалось достаточно трудно, однако к началу XXI века оно достигло существенных успехов, внедряясь в различные формы обучения.

    Минобразование России утвердило методику по организации ДО в учреждениях профессионального (среднего, высшего и дополнительного) образования (приказ от 18.12.02 №4452) и лицензионные нормативы (приказ №4452 и распоряжение №985-24 от 26.08.03). Проводятся телеконференции и курсы повышения квалификации по ДО, в разные вузы на дистанционное обучение набирают студентов. Внедрены системы аудио и видеоконференции и предоставляется удалённый доступ к информационным и вычислительным ресурсам суперкомпьютерных центров (например, www.hpc.nw.ru), разрабатываются CASE-технологии для лабораторных работ, электронные учебники, курсы и факультеты, а также соответствующее программное обеспечение. Организовано некоммерческое партнерство «Российский открытый университет» – www.openet.ru. Открыты магистратура и докторантура по Computer Science и др.

    В начале XXI века в России стартовал проект «Дистанционное обучение» (www.e-learn.ru), предложенный корпорацией Microsoft. В ноябре 2003 г. на III Международной научно-методической конференции «Дистанционное образование – образовательная среда ХХI века», проходившей в Белоруссии, заявлено, что в связи с широким распространением Интернета «сейчас актуально говорить об электронной форме образования», как заменившей «дистанционность». Считается, что это более широкое понятие, чем «Дистанционное обучение» – означает разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

    В электронном обучении, в основном, используют три разновидности технологий:

  • Мультимедиа в виде CD и DVD-ROM для самообучения, компьютерного обучения и тренинга, а также интерактивных видеодисков (IVD);
  • Интерактивные, синхронные и асинхронные мультимедиа как компью-терные конференции, интерактивное телевидение (ITV) и видеотелеконференции;
  • Распределенные мультимедиа – WWW и Интернет.

    Темпы внедрения новых информационных технологий таковы, что терминология за ними не поспевает. В начале XXI века появилось новое понятие – «электронное образование». Нет пока однозначного его толкования.

    В мире наиболее употребительны термины «e-learning» и «m-learning», не имеющие еще адекватного перевода на русский язык. Последнее понятие возникло в связи с активным развитием беспроводных технологий мобильного обучения. Его можно отнести к перспективным технологиям электронного образования или обучения, позволяющим не зависеть от места нахождения в процессе обучения, то есть не быть привязанным к офису или дому. А назвать его можно мобильным Интернет обучением.

    Совершенно очевидно, что Интернет предоставляет огромные возможности для различных форм и видов образования. С начала 1990-х гг. во всем мире (в том числе в России) интенсивно формируются образовательные и научные электронные информационные ресурсы, ориентированные на аудиторию от профессорско-преподавательского состава вузов до школьников.

    Учебные заведения размещают информационные образовательные ресурсы в Интернете на своих сайтах и порталах для того, чтобы обучающиеся могли воспользоваться ими. Они создаются в школах, средних специальных учебных заведениях и вузах, различных негосударственных и государственных учреждениях и организациях, в т.ч. в Министерстве образования и науки РФ.

    В глобальной сети создается открытая образовательная среда. В определенных ситуациях она может быть закрытой или частичной открытой, например, при использовании ДО, ЭО и др.

    В образовательной среде России, используются новейшие достижения педагогики и психологии, компьютерных и телекоммуникационных технологий.

    Активное применение новых средств информатики и информационных технологий в системе образования открывает принципиально новые возможности повышения его качества и доступности для широких слоев населения.

    Современное образование вообще и высшее в частности во всем мире подразумевает возможность в значительной степени индивидуально формировать последовательность и темп изучения вузовских дисциплин. При этом в обучении превалирует самостоятельная работа студентов. Без использования современных информационных технологий, программно-технических средств и коммуникаций выполнить эти задачи невозможно. В образовании к ним примыкают новые технические средства и технологии обучения.

    А.И. Ракитов выделяет три формы систем электронного обучения (ЭО):
    1) классная, или контактная (англ. «face to face») в нескольких разновид-ностях;
    2) сетевая дистанционная;
    3) автономная дистанционная.

    Все большее число российских и зарубежных вузов активно применяет на практике системы электронного обучения. В нем, в основном, используют три разновидности технологий:
    1) мультимедиа в виде CD-ROM для самообучения, компьютерного обучения и тренинга (СВТ), интерактивных видеодисков (IVD);
    2) интерактивные, синхронные и асинхронные мультимедиа как компьютерные конференции, интерактивное телевидение (ITV) и видеотелеконференции;
    3) распределенные мультимедиа – WWW и Интернет.

    Использование в обучении технологий виртуальной реальности (аудиовизуальных и иных комплексных воздействий), за счет активизации ассоциативного мышления, способствует активному, более оперативному смысловому закреплению учебного материала. Получаемые комплексные знания эффективно соединяются с имеющимися знаниями и опытом обучаемого, упрощая процесс систематизации его знаний.

    Технические средства обучения
    В учебном процессе всегда пытались использовать различные технические средства, способствующие лучшему восприятию и усвоению знаний в любых формах и видах обучения.

    Технические средства обучения (ТСО) – это программно-технические, как правило, универсальные компьютерные устройства, комплексы и системы, позволяющие широко (многогранно и многоаспектно) использовать визуальную и звуковую информацию (мультимедиа) на различных носителях в учебном (образовательном), учебно-научном и научно-исследовательском процессах.

    Они состоят из технических, программных средств, коммуникаций, носителей информации и образуют техническое обеспечение образовательного процесса. Этот комплекс средств и информационных ресурсов на различных носителях информации образуют инструментальные средства обучения, используемые для подготовки, актуализации и представления учебно-методических материалов, учебных и учебно-научных работ в информационно-образовательной среде вуза, а также ДО. Такой технической средой являются машинные носители и хранители больших объемов электронных информационных ресурсов (ЭИР), образующие в совокупности с другими электронными документами вуза его электронный образовательный ресурс (ЭОР).

    При этом техническое обеспечение ДО определяется как: множительное, компьютерное, телекоммуникационное (в т.ч. спутниковое), телевизионное и различное периферийное оборудование, используемое в информационно-образовательной среде ДО.

    Программные средства обучения
    Программное обеспечение учебного процесса можно разделить на две основные группы:
    1. Программное обеспечение для работы компьютеров и выполнения пользователями различных функций, в т.ч. необходимое для освоения программных продуктов, созданных профессиональными фирмами для выполнения производственных процессов и задач в разных предметных областях.
    2. Разработка и использование программного обеспечения, способствующего осуществлению и ведению учебного процесса (управленческое, учебное ПО), в т.ч. обучению различным дисциплинам и контролю уровня усвоения их.

    Важное подспорье учебному процессу – это дополнительные материалы на машинных носителях информации (аудио- и видеокассетах, компакт-дисках и др.), как правило, предлагаемые библиотеками (Медиатеками) вузов, а также возможность получать их с различных сайтов, порталов, электронных издательств и специальных систем, обеспечивающих доступ к полнотекстовой, главным образом, периодической литературе.


    Образовательные возможности Интернета

    Исторически так сложилось во всем мире, что вузы вели научные и научно-исследовательские работы, зачастую перспективного характера. Многие отечественные и зарубежные вузы и ныне ведут подобную деятельность, создавая передовые, в том числе информационные, технологии. По оценке специалистов в России процесс внедрения НИТ, связанных с вычислительной техникой и программированием, а затем и использованием программно-технических компьютерных систем в обучении, идет на протяжении последних 40–50 лет. Они выделяют следующие этапы и стадии компьютеризации и информатизации учреждений образования России.

    1960–1984 гг. – подготовительный (компьютерной грамотности) в образовании;

    с 1985 г. – безмашинный (алгоритмический) на ОИВТ в среднем образовании;

    с 1988 г. – машинный (инструментальный и программистский) в курсе Информатики;

    с 1992 г. – интеграционный (информационной культуры) в масштабе образовательного учреждения;

    с 1997 г. – телекоммуникационный (глобального мышления) в мире;

    с 2001 г. – информационный (единая среда) в информационном обществе.

    При рассмотрении возможностей использования информационных технологий в образовании (ИТО) следует заметить, что, несмотря на определенные проблемы, возможности отечественного высшего образования значительны и дальнейшее поступательное развитие вузов в большей степени зависит от их финансовых возможностей. Исследования показывают, что активное применение новых средств информатики и информационных технологий в системе образования открывает принципиально новые возможности повышения его качества и доступности для широких слоев населения. При этом производители компьютерной техники и программного обеспечения к ней, а также ИТ-компании отмечают, что им следует приоритет отдавать сфере образования, где формируются пользователи, которые впоследствии не станут отказываться от высокоэффективных инструментов и технологий, освоенных ими в процессе обучения.

    Одна из главных современных проблем – это формирование новой философии, концепции, структуры и содержания всей системы образования, соответствующей новым условиям, создаваемым быстрым прогрессом техники, НИТ и достижениям фундаментальной науки. В первую очередь, по мнению К.К. Колина, это касается применения новых принципов изучения информатики как фундаментальной естественной науки и общеобразовательной дисциплины. Далее он отмечает, что «современная информационная культура не сводится лишь к навыкам использования ВТ и информационно-телекоммуникационных систем. Ее содержание гораздо шире и предусматривает: готовность людей воспринимать и использовать новую информацию, т.е. предполагает определенный уровень развития интеллекта...».

    Концепция современного образования вообще и высшего в частности во всем мире подразумевает повышение качества обучения и образования, а также мобильности высшего образования за счет изменения: методов преподавания, содержания учебно-методических материалов и дисциплин, форм общения педагога и студента и средств обучения. Студенты получают возможность в значительной степени индивидуально формировать последовательность и темп изучения вузовских дисциплин.

    Традиционно распространение знаний и умений обучаемым базировалось на репродуктивном методе обучения (от франц. «reproduction» – воспроизведение), подразумевающему организацию деятельности обучаемых путем неоднократного воспроизведения сообщенных им знаний и показанных способов Деятельности. Подобный способ мышления и деятельности непродуктивен при работе с информацией, представленной в неявном виде, так как у обучаемых не были сформированы навыки самостоятельной работы.

    В современном обучении все более превалирует самостоятельная работа студентов, реализующая девиз XXI века – «Учись учиться», а для преподавателей – «Учить учиться самостоятельно». Суть такого метода заключается в том, что преподаватель становится коллегой, помощником обучаемому, его наставником, консультантом и т.п. Студент же стремится самостоятельно осваивать знания в вузе, используя весь спектр педагогических, компьютерных и телекоммуникационных технологий, предлагаемых ему вузом.

    Способность добывать и использовать знания становится важной для принятия правильных решений и достижения успеха в информационном обществе. Специалисты отмечают, что «качественное образование для всех» становится важным направлением деятельности государств в информационном обществе.

    Такой подход обусловлен временем, в котором четко обозначились тенденции социума к самообучению, самообразованию, совершенствованию личности и общества. Он характеризует потребность организации процесса непрерывного обучения широких масс самых разных возрастов и профессий. Очевидно, что без использования современных информационных технологий, программно-технических средств и коммуникаций выполнить эти задачи невозможно.

    Проникновение новых информационных технологий в высшую школу поставило перед ней новые проблемы, но и открыло новые перспективы системы высшего образования. Электронные (цифровые) программно-технические средства и коммуникации (средства связи) способствуют более эффективной подготовке, организации и проведению учебного процесса, совершенствованию форм и методов обучения, а следовательно, качества обучения и образования. Для эффективного использования этих средств в течение пяти ближайших лет большинство учебных заведений страны будут оборудованы Интернет-киосками, представляющими деревянно-металлический каркас с вмонтированными системным блоком и монитором, с клавиатурой, мышью и наушниками. Компьютер в этом устройстве оборудован высокоскоростным радиомодемом, работающим в сети Skylink CDMA-2000-EVDO. Такие киоски будут размещаться в общедоступных местах внутри учебных заведений (в фойе, библиотеках, актовых залах). Пользователям будут доступны все стандартные лицензионные программы Microsoft.

    Проблемы образования, в данном случае высшего образования, не являются локальными для отдельных территорий и государств. Глобализация процессов в экономике, политике и иных областях деятельности человечества в XXI веке приводит к интеграции процессов в различных предметных областях, к коим относится и высшее образование. Бурный, непрерывный рост контингента студентов все большее число стран мира побуждает решать проблемы содержания, управле-ния и функционирования крупных систем (мегасистем) высшего образования.

    Все большее число российских и зарубежных вузов активно применяет на практике системы электронного обучения. Опрос жителей США показал, что 54% из них видят в электронном образовании основу будущей системы высшего образования; 42% отмечают, что служебные и семейные обязательства не позволяют им продолжить образование и хотели бы воспользоваться такой возможностью. При этом 64% из опрошенных работающих людей заинтересованы в получении высшего образования, 32% – предпочитают Интернет очному и заочному обучению, а 39% – считают, что Интернет сделает аудитории ненужными.

    Россия участвует в международной программе по оценке знаний учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA – www.pisa.oecd.org). В нашей стране ведется поиск модели российского варианта Еврошколы, который должен помочь российскому образованию интегрироваться в европейское образовательное пространство, с сохранением его специфики и особенностей.

    Электронные информационные ресурсы Интернета широко используются и с образовательными целями различными категориями пользователей. Образовательные возможности Интернета заключаются в том, что одни, как правило, учебные заведения, формируют и размещают в Интернете, а другие, чаще всего, студенты используют различные по назначению, возможностям, составу и т.д.

    Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) формируются с целью создания в глобальной сети открытой образовательной среды. В определенных ситуациях эта среда может быть закрытой или частичной открытой, например, при использовании ДО, ЭО и др.

    Размещаемые в Интернете ЭОР можно разделить на:

  • 1) как правило, долговременно находящиеся в Интернете ЭИР для обучения и оказания информационных услуг, формируемые и выставляемые образовательными учреждениями, программами, коллективами и т.д.;
  • 2) ЭИР с коротким сроком присутствия (жизни) в Интернете, используемые образовательными учреждениями (в том числе преподавателями) и обучаемыми для оперативного обмена информацией и сообщениями и др.

    В России представляет, курирует и управляет всеми видами образования и государственными образовательными учреждениями Министерство образования и науки Российской Федерации. В Интернете оно выставляет обширные ЭИР. Так, например, существует сервер Минобразования и науки России.

    В десятках передовых вузов страны созданы корпоративные образовательные сети. Большинство вузов России имеют Интернет сервера. Существуют базовые образовательные порталы и более тысячи единиц аннотированного свободно распространяемого программного обеспечения для науки и образования, Центральная библиотека образовательных ресурсов (ЦБОР) Министерства и др.

    Электронная периодика
    Министерство образования и науки РФ на сайте www.informika.ru выставляет следующие электронные периодические издания: Вузовские вести, Поиск, ВО в России, Вестник образования, Курьер образования, Магистр, Международное сотрудничество, Университетская книга, Проблемы информатизации высшей школы, Педагогическая информатика, Педагог, Образование в документах; а также бюллетень ВАК и периодика по ИТ и др. Web-адрес «Курьера образования» www.courier.com.ru.

    В Интернете существуют электронные периодические издания, создаваемые учебными заведениями: межвузовский сборник «Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста» Липецкого ГПИ (e-m: nik@pedinst.lipetsk.su), «Компьютерные инструменты в образовании» СПб института продуктивного обучения РАО (http:// www. aec. neva .ru /center /zhurnal/) и др.

    В Интернете представлены общего назначения отечественные электронные журналы (ЭЖ) компьютерной тематики: www.hardnsoft.ru, www.osp.ru и др.

    Современный период развития обществ характеризуется интеграцией информационно-образовательных ресурсов различных образовательных учреждений как внутри отдельной страны, так и на международном уровне. Отечественное и всемирное партнерство студентов, преподавателей и ученых, ДО и ЭО и т.п. в совокупности составляют информационно-образовательную среду образовательных учреждений, состоящую из программно-методических разработок, информационных и материально-технических ресурсов. Главные направления деятельности в данном процессе включают: специальную подготовку профессорско-преподавательского состава, разработку современных учебно-методических материалов (комплексов) для различных видов, методов и форм обучения, широкое использование ТСО и, особенно, интернет-технологий.

    Подобные технологии весьма актуальны. Информация, отражаемая на сайтах и порталах вузов включает: сведения о вузе и его кафедрах, преподавателях, специальностях и специализациях, возможностях получения высшего образования в них, учебные расписания и требования к изучению тех или иных предметов, формы отчетности (промежуточный и рубежный контроль, зачеты, экзамены, курсовые и дипломные работы и др.), выставляемые (в том числе накопительные) баллы и др. На сайтах выставляются полнотекстовые учебные материалы, в том числе тезисы конференций и т.п. мероприятий, ссылки на различные ИР, профильные направлениям вуза, электронные каталоги библиотечных информационных ресурсов и многое другое. Значительную помощь в учебном процессе оказывают сайты и порталы научных библиотек вузов.

    Информационные ресурсы системы высшего образования РФ
    В России представляет, курирует и управляет всеми видами образования и государственными образовательными учреждениями Министерство образования и науки Российской Федерации. В Интернете оно выставляет обширные ЭИР.

    Сервер Минобразования и науки России
    Официальный сервер Министерства образования и науки РФ имеет адрес (точку входа) http://www.ed.gov.ru, а рабочие серверы – http://www.informika.ru и e-ministry.ru. На нем поддерживаются разделы: Министерство (структура Центрального аппарата, телефонный справочник, БД нормативных и распорядительных документов с 1996 г., концепции реформы модернизации образования; федеральные, целевые и МНТП; домашние страницы научных организаций Министерства, справочник УО; образовательные стандарты по предметам общего и специальностям высшего образования, федеральный комплект учебников и учебных пособий, тексты некоторых новых учебников и задачников; дистанционное образование; диссертационные советы; научные организации сферы образования; путеводитель по Интернету; фонды, гранты, конкурсы и др.

    В рамках информатизации образования созданы региональные и специализированные ресурсные центры. Телеконференции по новостям в образовании ведутся на серверах: relcom.education, alledu.ru, а на Exponenta.ru проводятся конкурсы методических разработок по использованию математических пакетов.

    Информационное обеспечение высшего образования, кроме того, осуществляется и другими методами – специализированные библиотечные сайты, в том числе вузов, электронные периодические издания и др. Центральная библиотека образовательных ресурсов (ЦБОР) Министерства поддерживает сайт (http://www.edulib.ru), образующий самую полную в России электронную библиотеку учебной и учебно-методической литературы. ЦБОР развивается как федеральная общедоступная библиотека, предоставляющая пользователям широкий комплекс информационно-образовательных услуг, в том числе:

  • интерактивный сетевой доступ к полным текстам документов и любым фрагментам, выбранным в результате поиска;
  • копирование в требуемой физической форме (на бумажные или электрон-ные носители) и электронную доставку документов из фонда по заказам; <> разнообразную справочную и библиографическую помощь по профилю библиотеки.

    Следует отметить и Научную электронную библиотеку (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), позволяющую вузам получать доступ к огромному количеству научных, в основном зарубежных, ИР.

    В Санкт-Петербурге десять партнерских организаций создали ЭБ (http://www.ruslan.ru:8001/rus/consortium/) и разместили на ней в свободном доступе полнотекстовые вузовские документы в формате pdf: пособия, авторефераты диссертаций, материалы совещаний и конференций, периодические издания.

    Большую помощь вузам оказывают различные организации (издательства, ассоциации и корпорации, журналы и др.), предоставляющие на льготных условиях доступ к их информационным, как правило, полнотекстовым базам данных, например «EBSCO», и др.

    Университетская образовательная среда в Интернете
    Интернет предоставляет огромные возможности для различных форм и видов образования. С начала 1990-х гг. во всем мире (в том числе в России) интенсивно формируются образовательные и научные ЭИР, ориентированные на аудиторию от профессорско-преподавательского состава вузов до школьников. В школах, средних специальных учебных заведениях и вузах не только создаются собственные ЭИР, но также сайты и порталы.

    Специалисты отмечают, что современный процесс передачи знаний не мыслим без применения компьютерных и телекоммуникационных технологий. Поэтому наблюдается повсеместное включение Интернета в образовательный процесс, при этом используются различные формы и методы обучения. Широкое распространение получает Дистанционное обучение.

    Всемирное партнерство студентов, преподавателей и ученых представляет реализуемая национальным управлением по исследованию океана и атмосферы при Министерстве торговли США программа «Глобальное обучение и наблюдение на благо окружающей среды» (ГЛОБ). В послании президента США в 1997 г. американскому Конгрессу отмечается необходимость форсированно вовлекать всех без исключения учащихся общественных школ в компьютерное образование и работу в сети Интернет (каждый ученик обязан не менее четырех часов в неделю работать в ней).

    В России функционировала Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)», основополагающей целью которой заключалась в создании и развитии в РФ единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:

  • единство образовательного пространства на всей территории страны;
  • повышение качества образования во всех регионах России;
  • сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;
  • создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
  • создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.

    Информационно-образовательная среда образовательного учреждения понимается, как структура, состоящая из программно-методических разработок, информационных и материально-технических ресурсов, не малое значение среди которых придается учебным библиотекам. Современный период развития обществ характеризуется интеграцией информационно-образовательных ресурсов различных образовательных учреждений как внутри отдельной страны, так и на международном уровне.

    В высшей школе сложилось направление «управление знаниями» (Knowledge management, KM), одним из ключевых аспектов которого является аналитическая обработка неструктурированной информации (текстов, а также графики, звука и видео), в отличие от извлечения данных (data mining), которое подразумевает работу со структурированной информацией. Основным методом извлечения знаний и ныне является поиск, который осуществляется зачастую без учета морфологии и семантики. В первую очередь это обстоятельство связано с проблемой сложной обработки информации, которая не может быть преодолена только путем повышения вычислительной мощности компьютерных систем. Кроме необходимости параллельной разработки математических и лингвистических компонентов, требуется решение организационных и интеллектуальных аспектов данной проблемы. Последние базируются на освоении методов аналитической обработки информации.

    В информационном обществе на передовые позиции выходит реальный человек, способный эффективно действовать в жизненных ситуациях, знаток своего дела, профессионал а, не пророк или просвещенный идеолог.

    Главные направления деятельности в данном процессе включают: специальную подготовку профессорско-преподавательского состава, разработку современных учебно-методических материалов (комплексов) для различных видов, методов и форм обучения, широкое использование технических средств обучения и, особенно, интернет-технологий. В этой связи отметим, что большинство отечест-венных и зарубежных университетов предлагают примерно одинаковый набор информационных ресурсов и услуг как профессорско-преподавательскому составу вузов, так и обучаемым в них (студентам, аспирантам, докторантам, соискателям и т.п.). Методы и технологии ДО позволяют получать многие материалы и услуги, вести офлайновое и онлайновое общение студентов между собой, с преподавателями и администрацией на расстоянии, то есть без обязательного посещения вузовских аудиторий и помещений.


    Сайт создан в системе uCoz