Информационные технологии конечного пользователя. Конечный пользователь. Пользовательский интерфейс и его виды. Стандарты пользовательского интерфейса ИТ. Эргономика
Информационные технологии конечного пользователя
Если мы говорим о людях, то пользователь информационной системы (англ. «Information system user») – это лицо, группа лиц или организация, прибегающие к услугам информационной системы для получения необходимой им информации или решения других задач. С целью получения нужной информации пользователи осуществляют ее поиск собственными силами или с помощью посредников. В качестве посредников обычно выступают информационные специалисты: работники библиотек (библиографы) и информационных служб. В этом случае пользователи, обратившиеся к посредникам для получения нужной им информации, называются «конечными».
Конечный пользователь (англ. «End user») – это пользователь, не работающий непосредственно с системой, но применяющий результат ее функционирования.
Автоматизированное рабочее место является средством и местом работы конечного пользователя.
Интерфейс (англ. «Interface») в широком смысле – это определенная стандартами граница между взаимодействующими независимыми объектами. Интерфейс задает параметры, процедуры и характеристики взаимодействия объектов.
Интерфейс определяет:
1) язык пользователя;
2) язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея;
3) знания пользователя.
Язык пользователя – это те действия, которые пользователь производит при работе с системой путем использования возможностей клавиатуры, пишущих на экране электронных карандашей, джойстика, мыши, подаваемых голосом команд и т.п. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов. Получив входную форму (документ), пользователь заполняет его необходимыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы.
Язык сообщений – это информация, которую пользователь видит на экране дисплея (символы, графика, цвет); это данные, полученные на принтере; звуковые выходные сигналы и т.п.
Важным измерителем эффективности используемого интерфейса является выбранная форма диалога между пользователем и системой. Наиболее распространены следующие формы диалога: запросно-ответный режим, командный режим, режим меню, режим заполнения пропусков в выражениях, предлагаемых компьютером.
Каждая форма в зависимости от типа задачи, особенностей пользователя и принимаемого решения имеет достоинства и недостатки. Долгое время единственной реализацией языка сообщений был отпечатанный или выведенный на экран дисплея отчет или сообщение. Ныне представление выходных данных осуществляется с помощью машинной графики. Она позволяет создавать на экране и бумаге цветные графические изображения в двумерном и трехмерном виде. Использование машинной графики, значительно повышает наглядность и интерпретацию выходных данных, все чаще используется в информационных технологиях поддержки принятия решений.
Знания пользователя – это то, что пользователь должен знать, работая с компьютерной системой. К ним относят не только план действий, находящийся в голове пользователя, но учебники, инструкции и справочные данные, выдаваемые компьютером.
Пользовательский интерфейс или интерфейс пользователя (англ. «User interface») в информационных технологиях – это элементы и компоненты программы, которые оказывают влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением; это совокупность правил, методов и программно-аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером.
Пользовательский интерфейс – это совокупность информационной модели проблемной области, средств и способов взаимодействия пользователя с информационной моделью, а также компонентов, обеспечивающих формирование информационной модели в процессе работы.
Пользовательский интерфейс означает среду и метод общения человека с компьютером (совокупность приемов взаимодействия с компьютером). Интерфейс часто отождествляется с диалогом, который подобен диалогу или взаимодействию между двумя людьми. Он включает правила представления информации на экране и правила интерактивной технологии, например, правила реагирования человека-оператора на то, что представлено на экране.
С точки зрения категорий пользователей можно выделить:
Однажды грамотно разработанный интерфейс пользователя способствует экономии времени пользователей и разработчиков. Для пользователя уменьшается время изучения и использования системы, сокращается число ошибок, появляется чувство комфортности и уверенности. Разработчик может выделять общие блоки интерфейса, стандартизировать отдельные элементы и правила взаимодействия с ними, сокращать время проектирования системы.
Эти блоки позволяют программистам создавать и изменять приложения более просто и быстро. Например, из-за того, что одна и также панель может быть использована во многих системах, разработчики приложений могут использовать одни и те же панели в различных проектах.
Стандарты пользовательского интерфейса
Стандарт в информатике определяют как общепринятые требования, предъявляемые к техническому, программному, информационному и иному обеспечению, которые обеспечивают возможность стыковки и совместной работы систем. Различают:
1) стандарты де-юре (объявленные и принятые официально);
2) стандарты де-факто (не оформленные в виде документа, но применяемые на практике).
Развитие информационных технологий связано с национальными и международными стандартами. Международные стандарты создаются на основе следующих принципов, определенных Всемирной торговой организацией (ВТО):
1) открытость,
2) прозрачность,
3) непредвзятость и соблюдение консенсуса,
4) эффективность и целесообразность,
5) согласованность и нацеленность на развитие.
В России создается отечественная нормативная база в области информационных технологий. Для стандартизации информационных технологий, информационно-телекоммуникационных систем и проектирования информационных систем в стране создаются национальные стандарты и другие нормативные документы. Они определяют фундаментальные общие процедуры, положения и требова-ния, которые могут быть использованы в различных предметных областях. Эту деятельность направляют и контролируют отечественные специализированные организации: ВНИИстандарт, Гостехкомиссии России и др.
На международном уровне существует кооперация организаций, разрабатывающих стандарты в области информационных технологий. Этими проблемами занимается Международная организация по стандартам (International Standard Organization, ISO). Ею разрабатываются общие для всех стандарты, которые носят рекомендательный характер. Кроме того, подобные вопросы рассматриваются такими организациями, как: МЭК (Международная электротехническая комиссия) и МСЭ (Международный союз электросвязи).
Разработкой стандартов в области открытых систем занимаются международные, национальные и специализированные организации, например, такие как:
Началом современного этапа стандартизации описания продукции и технологии можно считать появление в середине 1980-х гг. проекта STEP (STandard for the Exchange of Product model data) – семейства стандартов для обеспечения универсального механизма обмена данными о продукции и технологии как между различными организациями, так и между разными этапами жизненного цикла продукции.
Эргономика
Важным аспектом работы с информационными технологиями и, особенно, программно-техническими средствами, является создание комфортных условий работы с ними. Это достигается соблюдением норм освещения, отопления, вентиляции и кондиционирования, использованием дизайна помещений и специальной мебели, а также за счет выполнения санитарных, противопожарных и других требований. Первоочередным аспектом названной проблемы считается организация эргономичных (комфортных, научно организованных) рабочих мест, защищенных от различных вредных воздействий.
Эргономика (греч. «ergon» – работа и «nomos» – закон) – это научная дисциплина, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляющая возможности и закономерности создания оптимальных условий для высокопроизводительного труда и обеспечения необходимых удобств работникам. С точки зрения использования НИТ и современных технических средств под эргономикой принято понимать область науки, занимающуюся «человеческим фактором», «человеко-машинным интерфейсом», т.е. разработкой оборудования, с которым человек находится в непосредственном взаимодействии, с учетом стандартов по безопасности, эффективности, комфорту и условий эксплуатации такого оборудования.
Основной задачей эргономики является создание человеку условий труда, способствующих сохранению его здоровья, повышению эффективности его труда, снижению утомляемости и т.п.
Эргономическое обеспечение предполагает формирование рекомендаций и использование норм организации рабочих мест пользователей, включающее расположение компьютерной техники в помещениях, соблюдение санитарных и иных норм, связанных с безопасными и комфортными условиями работы людей (уровни освещенности, температуры и влажности и т. п.).
Компьютер является инструментальным средством для человека. Как любой инструмент, он представляет определенную опасность для работающих с ним.
Режим труда и отдыха работающих на компьютере определяется «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (Постановление Главного государственного врача РФ №118 от 13. 06. 2003 г.). В них представлены гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работ.
Комфорт (англ. «comfort») – это совокупность бытовых удобств: благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, средств сообщения и прочих условий для социума и индивидуумов. В первую очередь рабочее место характеризуется используемой мебелью.
Стол и стул должны быть подобраны в соответствии с особенностями роста таким образом, чтобы при работе за компьютерной техникой предплечья по отношению к плечу и голень по отношению к бедру были под прямым или под тупым углом. Важное значение имеют цвет и отражающая способность поверхности стола. В качестве стульев предпочтительно пользоваться специальными полумягкими компьютерными креслами с подъемно-поворотными устройствами, имеющими подлокотники, основание на колесиках, возможность регулировать высоту сидения и угол наклона спинки.
Освещенность рекомендуется поддерживать в пределах 300–600 лк, чтобы контраст между экраном и поверхностью стола был небольшим. Освещение бывает естественным и искусственным. В последнем случае используют различные светильники. При этом освещенность помещений бывает общей (светильники на потолке и стенах), местной (использование настольных ламп) и смешанной (комбинированной).
Климат (греч. klima, родительный падеж klimatos, буквально – наклон) – это совокупность всех условий погоды в данной местности за период в несколько десятков лет; сочетания условий погоды, характерные для различных ее аномалий.
Микроклимат – это местный климат, т.е. образующийся или устанавливаемый над земной поверхностью, в зданиях и помещениях.
С позиций микроклимата состояние воздушной среды в производственных помещениях определяется сочетанием следующих параметров:
1) температуры воздуха,
2) относительной влажностью, представляющей отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе данного состояния, к его количеству, насыщающему воздух при данной температуре,
3) подвижности воздуха, то есть скорости его перемещения без учета направления,
4) средневзвешенная температура окружающих поверхностей ограждений и предметов.
Для поддержания параметров микроклимата в помещениях используются системы теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха.
В организациях, использующих информационные технологии, компьютерные программно-технические средства и телекоммуникации, организуют системы: климат-контроля, газового пожаротушения, автономного электропитания с аккумуляторными источниками бесперебойного питания и дизель-генераторами, мониторинга состояния оборудования и каналов связи, видеонаблюдения и контроля доступа, в том числе авторизации с использованием контроля биометрических параметров потенциальных посетителей и пользователей информационных систем.